Эльвира Куфтырькова
Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения. Что соответствует принципам реализации ФГОС ДО.
Публикация «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
В организации познавательной деятельности ребенок не может выступать лишь объектом. Развитие дошкольника всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а совместная деятельность в целом, постоянно дает более плодотворные результаты. Поэтому необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Говорить о проблемном обучении никогда не поздно. Оно предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Дети дошкольного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста.
Главная задача первых моих шагов по использованию проблемных ситуаций в образовательном процессе – научить детей находить сво решение, проявить творческую фантазию, придумать что – то новое.
Большое внимание уделяю тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоциональной познавательной деятельности. При создании и решении проблемных ситуаций применяю следующие методические приемы:
1. подвожу детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
2. излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
3. побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
4. ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);
5. определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
6. ставлю проблемные задачи;
7. изучаемая проблема взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых;
8. каждый ребёнок становится в позицию активного деятеля, ему дается возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, материале, явлении и т. д. ;
9. поставленная детьми проблема исследуется в определенной логической последовательности. Содержательная часть исследования должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей;
10. иногда и ошибаюсь – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению;
11. не забываю о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей.
В своей работе с детьми я использовала проблемные ситуации, предлагаемые И. Н. Мурашковска. Авторский подход к развитию творческого воображения базируется на включении персонажей, которые являются постоянными участниками работы и отражают приёмы технологии ТРИЗ по развитию воображения. К данным персонажам относятся:
1. Волшебник Дели-Давай (данный волшебник знакомит детей приемом деления на части и объединения).
2. Волшебница Фея-Инверсия (знакомит детей с приемом изменения на противоположное).
3. Волшебник Великан-Кроха (знакомит детей с приемом преувеличения и преуменьшения).
4. Волшебник Тянульщик-Стремглав (знакомит детей с приемом замедления и ускорения).
5. Волшебник Замри-Отомри (знакомит детей со способом создания нового образа путём придания ему подвижности или неподвижности).
Каждый из них предлагает детям свои задания, вот например:
Волшебник Дели-Давай бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша»).
Фея Инверсия задает команды, которые надо выполнять в противоположном направлении. Например, сесть! (встать, опустить руки! (поднять руки, подпрыгнуть! (присесть, наклон вправо! (наклон влево) и т. д.
Использование проблемных ситуации в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Дети становятся более открытыми, не боятся высказывать свое мнения, применяют полученные навыки в повседневной жизни, возрастает познавательная активность а следовательно возникает положительное эмоциональное отношение к образовательной деятельности.