Вера Тарасова
Использование ИКТ в развитие монологической речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у старших дошкольников проходит достаточно сложно, их речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея бедный словарный запас, они затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ или описание по сюжетной картинке. Именно, поэтому, в современной системе дошкольного образования существует огромное количество методов и средств для развития связной речи. Одним из таких средств являются информационные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения информационно- коммуникационные технологии позволяют не только одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта, но и в работе с детьми по развитию речи применять различные методы. Метод иллюстраций используется при показе предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки). Метод демонстраций применяется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов. Практические методы: игры и игровые упражнения на электронных носителях, использование интерактивной доски, ЭОР, способствующих развитию речи, внимания, памяти, познавательных способностей, личностных качеств, выработке навыков и их применении. В нашем детском саду «Солнышко», который является структурным подразделением Солнечной средней образовательной школы села Солнечного Усть-Абаканского района Республики Хакасия, при работе по развитию связной речи старших дошкольников средствами ИКТ мы опираемся на следующие дидактические принципы:
Публикация «Использование ИКТ в развитие монологической речи старших дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
1. Принцип активности: используя ИКТ, стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД «Коммуникация» за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
2. Принципом научности преследует цель - помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Internet не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому следует быть особо внимательной при отборе материала.
3. Принцип доступности требует отбирать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.
4. Принцип систематичности и последовательности - усвоение учебного материала идет в определенном порядке в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.
5. Принцип наглядности предполагает использование в работе педагога мультимедийные технологии: презентации, слайд-шоу, видеофрагменты. При обучении монологической речи детей старшего дошкольного возраста мы формируем вопросы-указания, которые помогают ребёнку понять что надо говорить, в каком порядке излагать события. Например: к пересказу сказки «Заяц - хваста», в обработке А. Толстого, мы давали детям такие указания:
• Сначала скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо?
• Затем расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?
• Теперь - расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать?
• Далее - расскажи, как заяц выручил ее из беды? После пересказа этой сказки, используя вопросы – указания, непринужденно напрашивался вопрос поискового характера.
• Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец? Конечно, дети отвечали на этот вопрос по-разному, но вывод в конце мы обязательно делали вместе с детьми. Вышеперечисленные типы вопросов помогали детям при пересказывании текстов. Такое пересказывание способствовало развитию у них монологической формы речи. При пересказывании сказки мы применяем игровые моменты, тем самым осуществляя интеграцию образовательной области «социализация». Наиболее успешным в данном направлении работы, является использование игровой ситуации : приглашение детей в путешествие по сказкам (сказки могут быть различного жанра). Например, посадить детей на ковер, предложить представить, что это ковер - «самолет» и произнести волшебные слова «Сниб, снаб, снурре» и «полететь» под соответствующее музыкальное сопровождение в страну сказок, где дети обнаружат под могучим «дубом» сундучок, с вопросами по сказке. Отвечая на каждый вопрос, дети рисуют сюжет, запомнившийся из сказки. И так по каждому вопросу. В результате использования интерактивных материалов: фотографии, видеоролики, видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов, презентации (электронные книги, электронные выставки, детские развивающие компьютерные игры, коллекции цифровых фотографий и мультфильмов самими детьми создается рукописная сюжетная книжка. Кроме того, работа с интерактивной доской помогает нам объединить огромное количество демонстрационного и раздаточного материала, что превращает непосредственно образовательную деятельность для детей в увлекательную игру. Это способствует развитию речи ребенка, повышает его креативность; развивает умение оперировать символами на экране монитора, проговаривая и объясняя этапы деятельности. Каждый ребенок в старшей группе имеет возможность самостоятельно выполнять задание у интерактивной доски, а остальные дети, проверять и оценивать правильность выполнения задания, аргументируя при этом собственную точку зрения, что позволяет сделать работу в данном направлении более качественной и продуктивной. В итоге можно сказать, что использование ИКТ, как средства развития связной речи старших дошкольников, на сегодняшний момент еще находится в стадии развития, но, при этом, является эффективным средством для назначенных целей.
Библиографический список:
1. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 - 7 лет. Волгоград, 2010. 2. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Москва, 2011. 3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. – ТЦ: Владос, 2010 год. - 287 стр. 4. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года. - 28 стр.