Наталья Караулова
Использование нестандартного оборудования как современное эффективное средство физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МДОАУ д/с № 40 г. Орска “Голубок”
Обобщение опыта работы по теме :
“Использование нестандартного оборудования как современное эффективное средство физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ”
Подготовила: воспитатель Караулова Н. Н.
Орск 2017
Публикация «Использование нестандартного оборудования как современное эффективное средство физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
(Слайд 1) Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!». Все мы с вами знаем, что здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. (Слайд 2)
Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.
Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и для укрепления здоровья детей. Двигаясь, мы прибавляем себе здоровья. Растущий организм нуждается в движении.
Чтобы обеспечить полноценную работу по осуществлению этой главной приоритетной направленности в воспитании подрастающего поколения в детском саду, мною были поставлены следующие цели и задачи (слайд 3).
Цель: расширять предметно-развивающую среду путём создания нового нестандартного оборудования из бросового материала своими руками, помогающему полноценному развитию детей дошкольного возраста.
Задачи: Мотивировать детей на двигательную активность через использование нетрадиционного оборудования в самостоятельных видах деятельности. Развивать выразительность и красоту движений. Развивать творчество, фантазию, при использовании данного оборудования. Обобщать и распространять опыт работы по созданию и использованию нестандартного оборудования для двигательной среды.
(4 слайд) Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно- пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно- пространственная седа. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой. Для этого в нашей группе мы используем не только здоровьесберегающие технологии, но и обогащаем предметно-развивающую среду нестандартным оборудованием, которое изготовлено своими руками. Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активации физкультурной, оздоровительной работы.
Понятие «нестандартный» - не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный (словарь русского языка). Можно сказать, что это оборудование, сделанное своими руками, любой предмет, при помощи которого идет развитие движений.
К нестандартному оборудованию предъявляются следующие требования. (5 слайд) Оно должно быть: безопасным, максимально эффективным, удобным к применению, компактным, простым в изготовлении и эстетическим. Также хочется отметить, что любое физкультурное оборудование (стандартное и нестандартное) обязательно должно соответствовать педагогическим принципам: обеспечение безопасности детей при использовании оборудования, прочность, устойчивость, соответствие возрастным нормам.
В основном нестандартное оборудование изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях и в самостоятельной двигательной активности детей.
(6 слайд) В нашей группе создан физкультурный уголок или уголок здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном — нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Невозможно решить главную задачу без совместной деятельности с родителями. Родителям в нашем детском саду было предложено принять участие в изготовлении нестандартного оборудования, они охотно согласились. Были даны рекомендации: из какого материала и как изготовить пособия. Для меня данная тема является актуальной и очень интересной. Про нестандартное оборудование сейчас много пишется и в книгах и в интернете. Данная тема, конечно, требует больших затрат времени на изготовление оборудования. Но поверьте, потраченное время на изготовление атрибутики окупается, когда видишь, как с удовольствием дети его используют.
Есть еще такая народная мудрость:
СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ,
ВОВЛЕКИ МЕНЯ – И Я ПОЙМУ.
А сейчас перейдем к рассмотрению нестандартного оборудования, изготовленного педагогами и родителями (слайд 7)
Для массажа мы используем «массажные перчатки», которые помогают оказывать позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Дети с удовольствием и желанием играют и делают массаж себе и друг другу! Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка. Для изготовления «Массажных перчаток» понадобились перчатки, бусы или пуговицы.
(слайд 8) Также применяем “массажёры”, которые укрепляют мышцы спины, груди и ног и “весёлые карандаши” для профилактики плоскостопия, массажа стоп. Улучшают кровообращение в пальцах, кистях рук и предплечий. Можно использовать, как массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями, массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони, массаж стоп.
(слайд 9) «Волшебные коврики» предназначены для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания. Применяются для физических упражнений, в ходе гимнастики пробуждения.
(слайд 10) Для дыхательных упражнений мы используем оборудование «Ветерок в бутылке», которое способствует правильному дыханию (вдох через нос, выдох через рот). Ребенок дует в трубочку, вставленную в крышку. «Султанчики», которые способствуют развитию органов дыхания, мышц туловища. Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр соревнований.
Также для дыхания можно применять игру “Накорми зверя”, где необходимо задуть футляр от киндер-сюрприза в отверстие. Дети не только тренируются в меткости, но и развивают глазомер (слайд 11). Также для развития глазомера и меткости мы используем оборудование, которое называется «Бильбоке» или “Ловишки”. Оно предназначено для попадания в цель. Развивает внимание, быстроту реакции, ловкость рук и синхронизацию движений, а также терпение и аккуратность.
(слайд 12) Для развития глазомера и меткости используем «Варежки – липучки», которые совершенствуют умение отбивать мяч рукой, учит контролировать свои действия, развивать ловкость рук, координацию движений. И “Спортивные мешочки”, стимулирующие осязательные и тактильные анализаторы, развивающие мелкую моторику. Они предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия. (слайд 13) Для метания используем оборудование «Лягушка», которое развивает глазомер при метании, формировать положительную установку на участие в непосредственно образовательной деятельности, формировать интерес к спорту.
(слайд 14) Для координации движений мы применяем «Тихий тренажер», сделанный из силуэтов детских ладошек и ног в разных вариациях, что способствует развитию пространственного восприятия, пониманию пространственных отношений (право – лево, а также тренирует мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, и в качестве релаксации. (слайд 15) Также для координации движений представлено оборудование под названием “моталочки”, которая еще и развивает мелкую моторику рук, быстроту движений, ловкость, воспитывает выдержку. (слайд 16) Для развития силы, ловкости, координации движений мы используем гантели (пластмассовые бутылочки, украшенные узкой цветной лентой, наполненные песком или другим материалом). (слайд 17) Шар из пластиковых стаканчиков, который способствует развитию ловкости, внимания, быстроты реакции, координации движений, навыков бега. Используется в эстафетах, при проведении спортивных праздников, для игр-соревнований, а также для попадания в цель.
(слайд 18) Для подвижных игр мы используем коврик “Классики”, способствующий развитию ловкости, сноровки, прыгучести, укрепление опорно-двигательного аппарата. (слайд 19) Применяем атрибуты для подвижных игр "День и ночь", которые представляют собой изготовление "солнца и месяца"из различных материалов. Эта игра помогает детям дошкольного возраста тренировать координацию движений, реакцию, внимательность. Медальоны для п/и “Кот и мыши”.
(слайд 20) Изготовили дидактические игры “Виды спорта”. Данная игра знакомит детей с видами спорта; спортивным инвентарем; пополняет словарный запас ребенка новыми словами; создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. В ходе игры нужно правильно подобрать картинки к каждому виду спорта и назвать, что на ней нарисовано. Объяснит, почему именно эта картинка.
(слайд 21) Дидактическая игра «Спорткуб», которая расширяет знания детей о видах спорта, сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. В ходе игры дети бросают куб и рассматривают выпавшую картинку, уточняют, какие виды спорта изображены, называют спортивный инвентарь. В игру может играть любое количество детей, главное соблюдать очерёдность и правила.
Используя нестандартное оборудование, мы выявили следующие результаты. (слайд 22) У детей обогатился двигательный опыт, повысилась самооценка, сформировались навыки самостоятельной двигательной активности, усовершенствовались сноровка, ловкость, умение быть в коллективе. Дети бережно обращаются с пособиями, применяют их творчески.
И в заключение хочется представить перспективы на дальнейшую работу (слайд 23) :
• Продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования;
• Продолжить оснащать физкультурный уголок, а также физкультурный зал нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей;
• Провести «День здоровья» в летний оздоровительный период.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.