Наталья Лазарева
Использование нестандартного оборудования, как средство повышения интереса у детей двигательной активности.
▼ Скачать + Заказать документы
В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Публикация «Использование нестандартного оборудования, как средство повышения интереса у детей двигательной активности,» размещена в разделах
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребёнка. Дети в большинстве испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушения функций организма. Опираясь на мнения специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физических систем организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаём, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально-педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
Задачи:
• обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
• приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
• создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
• приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
• пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Эффективно использовать физкультурное оборудование - это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физических упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приёмов повышения эффективности использования физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования, разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики, барьеры). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
В каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или уголок здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном — нестандартное, изготовленное педагогами. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое. Это поможет превратить обычные занятия в интересную игру.
Поролоновые мячи (дети называют их "снежными комками") помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений:
• ходьба змейкой между мячами;
• бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
• толкание мяча головой перед собой ("бульдозер");
• перешагивание через мячи;
• перебрасывание мяча друг другу из разных положений.
Следочки можно сделать твердыми, мягкими и с "шипами.
Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия.
Мягкие кольца
Использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ.
Разноцветные флажки, ленточки и султанчики
Используется для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах.
Короткие косички, на концах которых сделаны ручки из киндер-яиц.
Использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер (можно из нескольких коротких сделать одну длинную).
Цветные мишени
Использовать в метании, а также как цветные ориентиры.
Массажные дорожки.
Предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей.
"Гусеница со следами".
Учит координации движений, сохранять равновесие, прыгая на одной и двух ногах сохранять равновесие на одной и двух ногах с поворотами в стороны и продвижением вперед.
Гантели
Можно использовать для выполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике. Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы
Разноцветные футляры от "киндер сюрпризов". Деревянные палочки. Раствор цемента. Ножницы.
Изготовление
1. В контейнерах от "киндер сюрпризов" с одной стороны отверстие, равное диаметру палочки.
2. На концы деревянной палочек надеть половинки от "киндер-сюрприза" с отверстием.
3. Внутрь этой половинки раствор цемента.
4. Закрыть футляр второй кой и дать застыть.
Барьеры
Можно использовать для перешагивания, подлезания, преодоления препятствий. Стимулирует энергичные действия, различные физические качества.
Материалы
Разноцветные контейнеры от "киндер-сюрпризов".
Жесткая толстая проволока. Металлические крышки от стеклянных банок.
Изготовление
1. В контейнерах от "киндер-сюрпризов" проделать отверстия с двуx сторон (с помощью нагретого гвоздя или шила).
2. Надеть подготовленные контейнеры на проволоку.
3. Проволоку согнуть в виде воротиков.
4. На концы прикрепить крышки
Массажная дорожка
Использовать для массажа ступней, ходьбы с целью профилактики плоскостопия. Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
Материалы
Цветной дерматин (150x25 см). Резиновые медицинские пробки (предварительно хорошо вымытые). Клей "Момент"
Изготовление.
Сшить из дерматина дорожку.
Выложить по всей длине резиновые пробки.
Приклеить пробки на дорожку клеем.
"Веселые погремушки"
Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать). Создают эмоциональный настрой.
Материалы
Бобина от использованного скотча. Цветной картон и бумага. Деревянные палочки.
Разноцветные нитки и ленточки. Семечки, макароны, горох и т. д. Ножницы. Клей.
Изготовление
В бобине из-под скотча проделать отверстие, равное окружности палочки.
Вставить палочку, предварительно смазав клеем.
Вырезать из цветного картона круг, равный диаметру бобины, и приклеить.
Внутрь насыпать макароны, семечки, горох для шумового
Сверху приклеить еще один круг и на нем сделать аппликацию веселой рожицы. Приклеить волосы из ниток и завязать бантик.
"Тарелочки-шумелочки"
Можно использовать для выполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике. Вызывает большой интерес и радость у детей.
Материалы
Одноразовые бумажные тарелки, разноцветные ленты, краски или гуашь.
горох, макароны, семечки и т. д. Клей, лак.
Изготовление
Нанести на тарелочки рисунок.
Покрыть лаком.
В тарелочку положить горох, семечки, макароны и т д. (для шумового эффекта).
Склеить тарелочки между собой.
"Разноцветные ручейки"
Можно использовать для прыжков через "ручей", для ходьбы по "дорожке" (по узкой или широкой) Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.
Материалы
Разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Линолеум. Нитки, иголка, наперсток, ножницы.
Изготовление
1. В каждой пробке проделать с двух сторон отверстия (с помощью нагретого гвоздя).
2 Из линолеума вырезать полоски, равные по ширине диаметру пробки.
3. Пришить пробки к линолеуму
"Разноцветные пенечки"
Можно использовать на занятиях дли перешагивания, бега змейкой. Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений.
Материалы
Ведра из-под майонеза разных размеров
Цветная бумага, ножницы, клей.
Изготовление
1. Оклеить цветной бумагой ведра из-под майонеза.
2 Перевернуть ведро и наклеить на дно любую аппликацию.
"Лесенка чудесенка"
Для пролезания на физкультурных занятиях. Развивается и совершенствуется крупная и мелкая мускулатура.
Материалы
Большое количество контейнеров от "киндер-сюрпризов". Длинная веревка. Крючки для крепления.
Изготовление
1. В контейнерах от "киндер-сюрпризов" проделать с обеих сторон равные диаметру веревки отверстия.
2. Нанизать на веревку контейнеры один за другим (как бусы).
3. Привязать вертикальные перегородки.
Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках должно быть нестандартное оборудование. Оно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и занятий.