Юлия Покровская
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста".
Тропанова Юлия Вадимовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №130» город Нижний Новгород
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»
К. Д. Ушинский.
Аннотация:
Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника представляет собой систематизированный, практикоориентированный, доступный материал для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Цель данной методической разработки – это компетентный подход в использовании технологии мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Основными принципами являются: - «от простого к сложному», начиная с младшего и заканчивая старшим дошкольным возрастом, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; - интеграция, обеспечивающая взаимодействие всех образовательных областей.
Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, дошкольный возраст.
Введение:
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отметили, что в настоящее время все чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. Также одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с е обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальной становится необходимость использования инновационных технологий, более эффективных, научно-обоснованных путей развития речи, чтобы процесс обучения для современных детей был интересным, занимательным, развивающим.
Актуальность:
Применение приёмов мнемотехники для развития речи дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Важно использовать наглядный материал на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Основной этап работы:
Развитие связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Это решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов. Заучивание стихотворений вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление, а иногда и отрицательные эмоции. а также составление рассказов по картине. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Взяв технологию мнемотехники, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет используя в работе по обучению детей связной речи. На практике я увидела, что она развивает ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук. Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. В индивидуальной работе с детьми, в совместной их деятельности, дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Мнемоквадрат – это отдельная карточка – изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. В младшем дошкольном возрасте познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. Поэтому большую роль здесь играет наглядно-действенное обучение, основанное на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, повышает их внимание, способствует более глубокому усвоению знаний и активизирует речевую деятельность (рис. 1). Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная. Как и любая работа, обучение при мам мнемотехники строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с введения простых мнемоквадратов. Размер мнемоквадратов выбирается, исходя из требований к наглядным материалам. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, такие как цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Опираясь на вышесказанное, в самом начале работы вводятся символы, направленные на уточнение понятий формы и цвета. Сразу отметим, что понятие «размер: большой - маленький» можно вводить только при сравнении предметов (например, красный мяч – большой, а синий – маленький). По мере накопления сенсорного опыта уточняются и закрепляются понятия «твердый – мягкий», «гладкий – шершавый», «пушистый – колючий». Чтобы детям легче было описывать свои ощущения, можно ввести «символы – сравнения». Например: сладкий как пирожное, колючий как жик и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений (рис. 2).
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. В результате использования мнемотехники у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод:
В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. Успешность обучения зависит от качества речи. Кроме того, чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития.
Список литературы:
Список используемой литературы 1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005. 2. Громова О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005. 3. Малетина Н. С., Пономар ва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. 4. Омельченко Л. В. Использование при мов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115. 9. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21. 10. Фалькович Т. А Барылкина, Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва ВАКО, 2005.