Елена
Использование метода сенсорно-интегративной логотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Теория сенсорной интеграции была разработана психологом, эрготерапевтом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес (1923-1988 г, США). Она основана на системном подходе к функционированию головного мозга, помогающем понять связь между процессами обработки сенсорной информации и развитием, поведением, обучением ребенка. Последнее время эта теория стала довольно популярной по всему миру и легла в основу метода сенсорно – интеграционной логотерапии, разработанного логопедом М. И. Лынской.
Публикация «Использование метода сенсорно-интегративной логотерапии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Метод сенсорно – интеграционной логотерапии был разработан для коррекционно – развивающего сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи. Данный метод предполагает комплексную работу, включающую в себя как использование традиционных, классических приемов логопедической работы так и работу с базовыми уровнями сенсорной интеграции. Что позволяет влиять на глубинные механизмы развития речи.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием. У детей затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия. В исследовании П. Б. Шошина и Л. И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочноисследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове. Задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличием неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточностью планирования и выполнения сложных двигательных программ. Как правило, задержка психического развития сопровождается тяжелыми нарушениями речи.
Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А также от того насколько хорошо эти ощущения структурируются и упорядочиваются, способствуя нормальному функционированию нервной системы.
Проведённые нами обследования, наблюдения, анкетирование родителей позволило нам сделать вывод о том, что большой процент детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, посещающих нашу дошкольную образовательную организацию имеет признаки дисфункции сенсорной интеграции. Это подтолкнуло нас к идее использования в коррекционной работе с данной категорией детей метода сенсорно – интеграционной логотерапии.
Коррекционная работа на основе метода сенсорно – интеграционной логотерапии строилась нами с учетом следующих принципов:
- окружающая обстановка должна быть насыщена такими предметами, которые предоставляли бы ребенку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела развивать двигательные умения;
- занятия должны быть динамичными: зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения и представления возникают в процессе движения. С целью активации внимания педагог использует постоянную смену деятельности;
- лексический материал тщательно подбирается к каждому занятию по принципу частотности использования и доступности для произношения. Особое внимание уделяется слоговой структуре подобранных слов (учитываются степень форсированности слоговой структуры в порядке ее онтогенетического развития);
- при работе с детьми, имеющими очень низкий уровень речевого развития, используется в основном сопряженное проговаривание с постепенным переходом к отраженному, а затем и самостоятельному произнесению слов и фраз;
- произнесение слов сопровождается отхлопованием ритма, прыжками на батуте, качанием на качелях, катанию на фитболе, с целью одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции;
- на занятиях используются только реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут их потрогать, попробовать на вкус, послушать их звучание и т. д. Если же нет возможности использовать реальные предметы используются картинки и игрушки, приближенные к реальности;
- во время занятия должны быть задействованы различные виды восприятия (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Сенсорный опыт полученный на занятии способствует спонтанному речевому развитию.
- стимуляция и коррекция психофизического развития будет наиболее результативной, если ребенок управляет своей деятельностью самостоятельно, а педагог ненавязчиво формирует среду, помогая ребенку. Интеграция сенсорных ощущений от деятельности происходит наиболее продуктивно, тогда, когда ребенок захочет действовать сам. Коррекционное занятие должно включать задания, которые ребенок выполняет сам и задания, выполняемые ребенком совместно с педагогом;
Как показал наш опыт, использование упражнений и игр по методу сенсорной интеграции в комплексе с традиционными логопедическими приемами позволило преодолеть имеющиеся сенсорные нарушения у детей и добиться значительных положительных результатов в речевом развитии детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Причем мы отметили, что использование данного метода позволяет преодолеть речевой негативизм у детей, добиться наиболее высоких результатов коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью, а также с детьми, имеющими нарушения поведения и расстройства аутистического спектра.