Вакурина Светлана Владимировна
Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Человек живет не один, а среди других людей. Чтобы всегда выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в обществе, нужно с детства усваивать нормы речевого этикета и соблюдать их повседневно. Учиться речевому этикету нужно всю жизнь : наблюдать, размышлять – воспитывать себя.
«Русский язык – язык, на котором мы говорим, красив и богат» - обычно с таких слов начинаю беседу с детьми. Рассказываю, что слова бывают разные: веселые и грустные, теплые приятные и обидные, большие и маленькие.
Публикация «Использование образцов речевого этикета для формирования правильной речи» размещена в разделах
Вот слово «Миша». Оно небольшое, ведь Мише всего 5 лет. Вырастает Миша, и имя его тоже вырастает. Теперь его зовут Михаил Андреевич.
Есть слова дорогие: мама, папа, бабушка, дедушка, дом… Есть слова важные: Родина, Россия. А есть слова добрые волшебные вежливые: здравствуйте, доброе утро, до свидания, спокойной ночи, спасибо, благодарю, пожалуйста и т. д.
Для того чтобы детям преподнести конкретные образцы речевого этикета использую стихотворения, рассказы, малые фольклорные формы, игры.
Первые слова, которыми мы начинаем день – доброе утро. Произнося «доброе утро» мы желаем нашим родным, близким, знакомым приятного настроения, хотим чтобы весь день у них был радостным, светлым – добрым.
После прочтения стихотворение В. Коркина «Я и солнышко», говорим о том, что если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать «доброе утро» и сразу станет теплее. Задаю вопросы: Как надо произносить эти слова? Почему нельзя, говорить «доброе утро» нахмурившись, недовольным голосом?
Еще есть хорошее слово, которое мы говорим при встрече – здравствуйте. Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево.
Все эти добрые слова - хороши тогда, когда они произнесены искренне, от чистого сердца и в нужное время в нужном месте. Эта тема хорошо раскрывается в стихотворении И. Кульской «Невежливая вежливость».
Добрыми волшебными словами будут слова благодарности: спасибо благодарю. Для того чтобы их закрепить играем в игру «Магазин».
Вежливое слово «пожалуйста» дети произносят в ответ на спасибо и тогда когда просят о чем-нибудь. После чтения рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Задаю детям вопросы: Почему Павлику все отказали? Что ему помогло? Почему слово «пожалуйста» названо волшебным? Какие волшебные слова вы знаете?
Объясняю, что вежливый человек произносит эти слова часто дома, в детском саду, на улице и т. п. Но бывают ситуации, когда волшебная сила этих слов пропадает («пожалуйста - ленивое, обидное, лживое», вместе с детьми разбираем подобные ситуации. Прошу ребят привести примеры.
Слова извинения – тоже слова вежливости: извините, простите. С ними дружит слово «пожалуйста». В жизни часто возникают неудобные ситуации из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок непреднамеренно толкнет другого, наступит на ногу и происходит ссора или начинаются жалобы. Совет не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. Извиниться в таком случае – не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста» (игровые ситуации «В автобусе», «Чаепитие» и т. п.) Также читаем и анализируем произведение Н. Юсупова «Простите».
Чтобы эти чудесные слова всегда оставались добрыми и волшебными нужно помнить: слово не должно расходиться с делом. Работаем с детьми с малыми фольклорными формами. Например, «Дела сильнее слов», «Доброе слово человеку – что дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь».
После проделанной работы выясняю, как дети поняли «добрые слова», используя проблемные вопросы, ситуации и игры: «Найди ошибку», «Кто больше», «Угадай-ка», «Телефонный разговор» и др.
И так хочется, чтобы всегда наши дети уделяли значительное внимание речевому этикету и понимали, что благодаря этим правилам общение становится человечным, уважительным, тактичным.