Елена Сидельникова
Использование Лего-технологии при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение ФГОС ДО предполагает использование в работе воспитателя новые педагогические технологии. Одной из таких технологий является использование Лего-конструкторов, другими словами -Лего - технология. Лего-технология заслуженно названа инновационной, так как является многофункциональной, имеет такие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. Через использование данных конструкторов можно реализовать все 5 образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, познавательное и социально-коммуникативное, в зависимости от того, какую цель поставил педагог.
Публикация «Использование Лего-технологии при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Работая в группе комбинированной направленности, которую посещают 7 детей с нарушениями речи, активно используем ЛЕГО-технологию в образовательной деятельности по речевому развитию, что значительно повышает мотивацию у детей, активизирует речь, развивает оптико- моторную координацию.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГо-элементов очень эффективно при проведении занятий по обучению грамоте. При помощи Лего-конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синеза.
На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются Лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе используются сыпучие материалы. Человечки в красных платьицах изображают гласные звуки, их туловище пустое, они всегда поют. В туловище человечков в синих и зелёных костюмчиках дети помещают сыпучие материалы (например, горох и манку). Эти человечки обозначают согласные звуки, они умеют шуршать и греметь. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Кроме того, использование сыпучих материалов при работе с ЛЕГО помогает детям определить «глухой» и «звонкий» звуки, а цветовая гамма – усвоить их «твёрдость» и «мягкость». Для закрепления предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схемы слов. Таким образом знакомим с понятием «схема слова». Под картинку ребенок кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка в то место на кирпичике, где слышит звук: в начале, середине или конце слова. Когда ребенок видит перед собой Лего-человечков-звуков, с которыми он играет, трогает их, передвигает, работа над звуковым анализом слова проходит в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.
Известно, что для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется ЛЕГО - конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью ЛЕГО - элементов.
Элементы Лего-конструктора используем при составление схемы предложения в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами).
Лего-технология помогает отрабатывать темы словаря, дети конструируют фигурки предложенных предметов (мебель, транспорт и др.) объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству.
Немаловажная роль отводится развитию мелкой моторики. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими не только тонких и точных движений руки и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку ребенка к письму. Очень важно то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга.
Таким образом в процессе работы с конструктором ЛЕГО, кроме усвоения учебного материала, решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, мышления, мелкой моторики.