Светлана Кадачникова
Использование компьютерных игр и презентаций в реализации образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Содержание психолого-педагогической работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Публикация «Использование компьютерных игр и презентаций в реализации образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
В нашем дошкольном учреждении имеется достаточно хорошая материальная база по применению компьютерных технологий. Компьютер становится лучшим помощником педагога как при работе с детьми, так и при работе с родителями.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
При проведении образовательной деятельности можно использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет педагогам создавать для детей мультимедийные презентации.
В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие, помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
Применение компьютерных технологий в процессе образовательной деятельности детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Например, как показать ребёнку красоту природы своей Родины в любое время года. Именно мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. В игровой форме можно познакомить детей, например, с историей своей Родины, своего края, города, провести познавательно – игровой конкурс для закрепления знаний детей. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Например: при реализации проектов :
- «У бабушки в деревне» - мы с детьми провели исследование и узнали, что у домашней кошки есть дикие родственники, живущие в дикой природе.
- «В мире игрушек» - дети познакомились с многообразием матрёшек, с изделиями народных мастеров, посетили (вертуально) «Выставку народной игрушки», проследили пути возникновения народной игрушки.
- «Наш город» - мы «прогуливались» по улицам прошлого нашего города, проследили, как изменился город за последние годы, узнали, что в нашем городе в 1969 году было большое наводнение; с помощью игры закрепили достопримечательности нашего города. Познакомились с архитектурой города и с храмовой архитектурой, нашли, чем они отличаются.
- проект «Наша Родина» - мы с детьми «прошли» по главным улицам города Москвы, смогли «побывать» в Третьяковской галереи, где познакомились с репродукциями знаменитых художников.
- «Выборы Правителя Сказочной Страны» - сложная тема для восприятия дошкольниками. С помощью мультимедиа детям было проще понять и принять информацию, что такое выборы. С помощью игр закрепили информацию, рассказали детям о их правах.
- «Земля – наш общий дом» - познакомились с круговоротом воды в природе, с природными явлениями.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у мультимедийных средств обучения имеются широкие возможности. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Например, для развития самоконтроля детей 5-7 лет могут быть использованы такие игры, как «Найди флаг», «Узнай герб» и другие.
Компьютерные игры способствуют формированию способности целеобразования, обеспечивающей понимание интеллектуальных задач, принятие их ребёнком, что является необходимым условием развёртывания детской мыслительной деятельности. Именно чёткое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребёнку целенаправленно анализировать условия задачи. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений.
Информационно технологии развивают интеллектуальные, творческие способности ребенка, что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. При использовании компьютерных технологий значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
Литература:
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». Москва, Сфера, 2008
2. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
3. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. Москва: Новая школа, 1997