Наталья Полухина
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития. Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности рассматриваемой категории детей. В связи с этим, педагогами ведется активный поиск эффективных методов коррекции по преодолению дизонтогенетических проблем.
Публикация «Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из наиболее эффективных методов коррекции является нейропсихологический подход, имеющий в своей основе модель А. Р. Лурия о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы. Одна из них - технология когнитивной нейрокоррекции, применение которой на практике, имеет положительные результаты.
Когнитивная нейрокоррекция показана детям, которые наблюдаются у невролога, психиатра, проходят лекарственную терапию и которым рекомендованы занятия с дефектологом или логопедом.
Актуальность педагогического опыта
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Когнитивные нейроигры - это тот инструмент, который сможет эффективно скорректировать психические дисфункции у детей с ЗПР, развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, усилить воздействие традиционных коррекционных методов при реализации индивидуального образовательного маршрута.
Обоснование выбора темы
Применение технологии когнитивной нейрокоррекции позволяет эффективно скорректировать высшие психические функции у дошкольников с ЗПР, своевременно снизить риски вторичных отклонений в развитии и предупредить проблемы с обучением в школе в дальнейшем. Данный метод является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. А самое главное заключается в том, что коррекция высших психических функций дошкольников с ЗПР происходит в интересной и увлекательной для детей деятельности.
Когнитивные нейроигры способствуют:
• развитию памяти, внимания, мышления;
• развитию речи;
• развитию пространственно-временных представлений;
• развитию межполушарного взаимодействия;
• повышению умственной работоспособности;
• оптимизации интеллектуальных процессов;
• стабилизации эмоционально-волевой сферы.
Как отмечают многие авторы, применение нейроигр в работе с детьми позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Немаловажным при этом является тот факт, что у дошкольников с задержкой психического развития использование знаний и умений, полученных с помощью когнитивных нейроигр, приводит к их актуализации, а желание играть к мотивации их приобретения.
Исходя из вышеперечисленного, на базе нашего ДОУ было решено разработать дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения по познавательному и речевому развитию.
Теоретическая база опыта
Процесс психического развития опирается на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему. Эти проблемы нашли отражение в трудах отечественных нейропсихологов А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой и др. Было отмечено, что дисфункция, или незрелость, у детей различных участков головного мозга приводит к соответствующим расстройствам высших психических функций. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпом роста и созревания его головного мозга. Одна из центральных идей в концепции А. Р. Лурия заключается в том, что все нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в функционировании соответствующего фактора работы отдельной мозговой структуры.
У дошкольников с задержкой психического развития большинство высших психических функций формируются с опозданием. Для таких детей характерно отставание в развитии общей и тонкой моторики (неуклюжесть, нескоординированость движений).
Отстают в развитии функции внимания, целенаправленности действий. Дети не могут сосредотачиваться на каком-либо объекте продолжительное время, снижена переключаемость при смене деятельности. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, часто дети действуют импульсивно.
Нарушены процессы формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Дети испытывают трудности в пространственной ориентировке.
Память и мыслительные операции также остаются недостаточно сформированными, снижен объем, скорость и прочность запоминания. Недостатки мыслительной деятельности обусловлены нарушением межполушарного взаимодействия, что приводит к низкому уровню логического мышления и критичности.
Всё это говорит о нарушениях и недоразвитии определённых структур мозга, в частности межполушарного взаимодействия. Таким образом, для эффективной коррекции психических функций целесообразно включать в образовательную деятельность нейрокоррекционные игры и упражнения.
Цель опыта
Коррекция познавательной и речевой сфер дошкольников с ЗПР в процессе использования нейрокоррекционных игр и упражнений на базе игры «Умные звоночки» при реализации ИОМ и ОАОП ДОУ.
Задачи опыта
• коррекция высших психических функций и речи;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации;
• стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Новизна педагогического опыта
Разработано дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором подобраны и систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения, учитывая актуальные зоны развития ребенка:
• развитие ритмической стороны
• формирование элементарных математических представлений
• развитие фонематического восприятия и обучения грамоте
• развитие высших психических функций
Практическая значимость педагогического опыта
Применение когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений способствует эффективной коррекции имеющихся отклонений в развитии, способствуют обобщению и систематизации знаний дошкольников с ЗПР.
Широта педагогического опыта
Когнитивные нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать на занятиях по познавательному и речевому развитию, а также в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута по коррекции психических процессов и нарушений речи.
Адресность педагогического опыта
Применение нейрокоррекционных игр и упражнений будут полезными:
• для педагогов групп комбинированной и компенсирующей направленности ДОУ (воспитателей, педагогов-психологов, учителей – логопедов, учителей-дефектологов);
• для родителей с целью организации совместной познавательной и речевой деятельности с детьми в домашних условиях.
Формы распространения опыта
Публикация материалов на персональной странице сайта ДОУ, организация и проведение мастер – класса для учителей – дефектологов ДОУ, методические рекомендации и консультации для воспитателей и родителей.
Описание опыта работы
На базе ДОУ №105 разработано дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором подобраны и систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения по речевому и познавательному развитию, с целью реализации ОАОП ДОУ, а также когнитивные нейроигры по коррекции высших психических функций.
Нейрокоррекционные игры и упражнения применяются в микрогруппах и на занятиях по индивидуальной коррекции при реализации ИОМ. Занятия проводятся систематически и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются.
Нейрокоррекционные игры и упражнения прекрасно подойдут для ознакомления с новой темой, закрепления пройденного материала или организации перерыва между занятиями. Каждая игра сопровождается подробным описанием и инструкцией.
Применение нейрокоррекционных игр и упражнений позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.
Для пособия «Нейрозвон» были разработаны следующие игры и упражнения:
1. Математические игры
Раздел «Количество и счет»:
«Посчитай» - Формировать навык соотнесения цифры и количества.
«Цифры» - Знакомство с цифрами, запоминание образа цифр.
«Лесенка» - Закреплять навык прямого и обратного счета в пределах 10, с опорой на цифровой ряд.
«Сравни» - Формировать умение сравнивать группы предметов с помощью математических знаков.
«Математический урожай» - Закреплять различные виды счета в пределах 10.
«Реши пример» - Формировать навык решения примеров в пределах 10.
«Состав числа» - Формировать навык практически иллюстрировать состав чисел 2-10 из двух меньших чисел.
Раздел «Величина»
«Назови величину» - Развивать глазомер, вводить в активный словарь названия величин.
Раздел «Форма»
«Назови фигуру» - Закреплять навык узнавания и называния геометрических фигур.
«Что бывает такой формы» - Формировать навык называния предметов определенной формы.
Раздел «Пространство и время»
«Найди признак» - Закреплять названия признаков времен года.
2. Речевые игры
Раздел «Развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте»
«Назови первый звук» - Формировать умение выделять звук в начале слова и соотносить с соответствующей буквой.
«Вставь пропущенную букву» - Формировать навык звукового анализа и синтеза.
«Какой звук спрятался?» - Закреплять навык дифференциации парных согласных, характеристики определенного звука.
«Буквы» - Формировать навык запоминания образа букв.
«Прозвони схему слова» - Формировать навык звукового анализа слова.
«Собери слово» - Формировать навык звукового анализа и синтеза.
«Прозвони слово» - Формировать навык деления слов на слоги, коррекция слоговой структуры слова.
3. Игры на развитие и коррекцию ВПФ
«Четвертый лишний» - Формировать навык классификации предметов по существенному признаку, обобщать.
«Логические задачи» - Развивать логическое мышление.
«Аналогии» - Формировать ситуационные и ассоциативные связи между предметами и явлениями, развивать наглядно-образное и логическое мышление.
«Что сначала, что потом» - Формировать навык определения причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
«Раздели на группы» - Формировать навык классификации предметов по существенному признаку, обобщать.
Ресурсное обеспечение
Для использования в работе с детьми с ЗПР когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений потребуются:
• игра «Умные звоночки»
• карточки с заданиями по речевому и познавательному развитию и коррекции ВПФ.
Самое ценное в этой деятельности то, что мы можем развить и у дошкольников с ЗПР познавательные, речевые процессы, а также скорректировать имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление вторичных дефектов.
Вывод
Опыт моей работы с детьми показал, что систематическое использование нейрокоррекционных игр упражнений позволяет улучшить показатели восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Когнитивные нейроигры способствуют развитию межполушарного взаимодействия, повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов и стабилизации эмоционально-волевой сферы.
Многофункциональность нейрокоррекционных игр и упражнений со звонками делает их современным и эффективным средством коррекционно-образовательной деятельности, позволяет оптимизировать работу по познавательному и речевому развитию детей уже на этапе дошкольного образования.