Папки-передвижки

Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР

Наталья Полухина
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР
▼ Скачать

Введение

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с задержкой психического развития. Специалисты отмечают усложнение структуры дефекта, обилие дисфункций детского организма, а также высокую степень неоднородности рассматриваемой категории детей. В связи с этим, педагогами ведется активный поиск эффективных методов коррекции по преодолению дизонтогенетических проблем.

Публикация «Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР» размещена в разделах

Одним из наиболее эффективных методов коррекции является нейропсихологический подход, имеющий в своей основе модель А. Р. Лурия о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы. Одна из них - технология когнитивной нейрокоррекции, применение которой на практике, имеет положительные результаты.

Когнитивная нейрокоррекция показана детям, которые наблюдаются у невролога, психиатра, проходят лекарственную терапию и которым рекомендованы занятия с дефектологом или логопедом.

Актуальность педагогического опыта

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин задержки психического развития. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Когнитивные нейроигры - это тот инструмент, который сможет эффективно скорректировать психические дисфункции у детей с ЗПР, развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, усилить воздействие традиционных коррекционных методов при реализации индивидуального образовательного маршрута.

Обоснование выбора темы

Применение технологии когнитивной нейрокоррекции позволяет эффективно скорректировать высшие психические функции у дошкольников с ЗПР, своевременно снизить риски вторичных отклонений в развитии и предупредить проблемы с обучением в школе в дальнейшем. Данный метод является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. А самое главное заключается в том, что коррекция высших психических функций дошкольников с ЗПР происходит в интересной и увлекательной для детей деятельности.

Когнитивные нейроигры способствуют:

• развитию памяти, внимания, мышления;

• развитию речи;

• развитию пространственно-временных представлений;

• развитию межполушарного взаимодействия;

• повышению умственной работоспособности;

• оптимизации интеллектуальных процессов;

• стабилизации эмоционально-волевой сферы.

Как отмечают многие авторы, применение нейроигр в работе с детьми позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Немаловажным при этом является тот факт, что у дошкольников с задержкой психического развития использование знаний и умений, полученных с помощью когнитивных нейроигр, приводит к их актуализации, а желание играть к мотивации их приобретения.

Исходя из вышеперечисленного, на базе нашего ДОУ было решено разработать дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения по познавательному и речевому развитию.

Теоретическая база опыта

Процесс психического развития опирается на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему. Эти проблемы нашли отражение в трудах отечественных нейропсихологов А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой и др. Было отмечено, что дисфункция, или незрелость, у детей различных участков головного мозга приводит к соответствующим расстройствам высших психических функций. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпом роста и созревания его головного мозга. Одна из центральных идей в концепции А. Р. Лурия заключается в том, что все нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в функционировании соответствующего фактора работы отдельной мозговой структуры.

У дошкольников с задержкой психического развития большинство высших психических функций формируются с опозданием. Для таких детей характерно отставание в развитии общей и тонкой моторики (неуклюжесть, нескоординированость движений).

Отстают в развитии функции внимания, целенаправленности действий. Дети не могут сосредотачиваться на каком-либо объекте продолжительное время, снижена переключаемость при смене деятельности. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, часто дети действуют импульсивно.

Нарушены процессы формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Дети испытывают трудности в пространственной ориентировке.

Память и мыслительные операции также остаются недостаточно сформированными, снижен объем, скорость и прочность запоминания. Недостатки мыслительной деятельности обусловлены нарушением межполушарного взаимодействия, что приводит к низкому уровню логического мышления и критичности.

Всё это говорит о нарушениях и недоразвитии определённых структур мозга, в частности межполушарного взаимодействия. Таким образом, для эффективной коррекции психических функций целесообразно включать в образовательную деятельность нейрокоррекционные игры и упражнения.

Цель опыта

Коррекция познавательной и речевой сфер дошкольников с ЗПР в процессе использования нейрокоррекционных игр и упражнений на базе игры «Умные звоночки» при реализации ИОМ и ОАОП ДОУ.

Задачи опыта

• коррекция высших психических функций и речи;

• развитие межполушарного взаимодействия;

• синхронизация работы полушарий;

• развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации;

• стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Новизна педагогического опыта

Разработано дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором подобраны и систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения, учитывая актуальные зоны развития ребенка:

• развитие ритмической стороны

• формирование элементарных математических представлений

• развитие фонематического восприятия и обучения грамоте

• развитие высших психических функций

Практическая значимость педагогического опыта

Применение когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений способствует эффективной коррекции имеющихся отклонений в развитии, способствуют обобщению и систематизации знаний дошкольников с ЗПР.

Широта педагогического опыта

Когнитивные нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать на занятиях по познавательному и речевому развитию, а также в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута по коррекции психических процессов и нарушений речи.

Адресность педагогического опыта

Применение нейрокоррекционных игр и упражнений будут полезными:

• для педагогов групп комбинированной и компенсирующей направленности ДОУ (воспитателей, педагогов-психологов, учителей – логопедов, учителей-дефектологов);

• для родителей с целью организации совместной познавательной и речевой деятельности с детьми в домашних условиях.

Формы распространения опыта

Публикация материалов на персональной странице сайта ДОУ, организация и проведение мастер – класса для учителей – дефектологов ДОУ, методические рекомендации и консультации для воспитателей и родителей.

Описание опыта работы

На базе ДОУ №105 разработано дидактическое пособие «Нейрозвон», в котором подобраны и систематизированы нейрокоррекционные игры и упражнения по речевому и познавательному развитию, с целью реализации ОАОП ДОУ, а также когнитивные нейроигры по коррекции высших психических функций.

Нейрокоррекционные игры и упражнения применяются в микрогруппах и на занятиях по индивидуальной коррекции при реализации ИОМ. Занятия проводятся систематически и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются.

Нейрокоррекционные игры и упражнения прекрасно подойдут для ознакомления с новой темой, закрепления пройденного материала или организации перерыва между занятиями. Каждая игра сопровождается подробным описанием и инструкцией.

Применение нейрокоррекционных игр и упражнений позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.

Для пособия «Нейрозвон» были разработаны следующие игры и упражнения:

1. Математические игры

Раздел «Количество и счет»:

«Посчитай» - Формировать навык соотнесения цифры и количества.

«Цифры» - Знакомство с цифрами, запоминание образа цифр.

«Лесенка» - Закреплять навык прямого и обратного счета в пределах 10, с опорой на цифровой ряд.

«Сравни» - Формировать умение сравнивать группы предметов с помощью математических знаков.

«Математический урожай» - Закреплять различные виды счета в пределах 10.

«Реши пример» - Формировать навык решения примеров в пределах 10.

«Состав числа» - Формировать навык практически иллюстрировать состав чисел 2-10 из двух меньших чисел.

Раздел «Величина»

«Назови величину» - Развивать глазомер, вводить в активный словарь названия величин.

Раздел «Форма»

«Назови фигуру» - Закреплять навык узнавания и называния геометрических фигур.

«Что бывает такой формы» - Формировать навык называния предметов определенной формы.

Раздел «Пространство и время»

«Найди признак» - Закреплять названия признаков времен года.

2. Речевые игры

Раздел «Развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте»

«Назови первый звук» - Формировать умение выделять звук в начале слова и соотносить с соответствующей буквой.

«Вставь пропущенную букву» - Формировать навык звукового анализа и синтеза.

«Какой звук спрятался?» - Закреплять навык дифференциации парных согласных, характеристики определенного звука.

«Буквы» - Формировать навык запоминания образа букв.

«Прозвони схему слова» - Формировать навык звукового анализа слова.

«Собери слово» - Формировать навык звукового анализа и синтеза.

«Прозвони слово» - Формировать навык деления слов на слоги, коррекция слоговой структуры слова.

3. Игры на развитие и коррекцию ВПФ

«Четвертый лишний» - Формировать навык классификации предметов по существенному признаку, обобщать.

«Логические задачи» - Развивать логическое мышление.

«Аналогии» - Формировать ситуационные и ассоциативные связи между предметами и явлениями, развивать наглядно-образное и логическое мышление.

«Что сначала, что потом» - Формировать навык определения причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

«Раздели на группы» - Формировать навык классификации предметов по существенному признаку, обобщать.

Ресурсное обеспечение

Для использования в работе с детьми с ЗПР когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений потребуются:

• игра «Умные звоночки»

• карточки с заданиями по речевому и познавательному развитию и коррекции ВПФ.

Самое ценное в этой деятельности то, что мы можем развить и у дошкольников с ЗПР познавательные, речевые процессы, а также скорректировать имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление вторичных дефектов.

Вывод

Опыт моей работы с детьми показал, что систематическое использование нейрокоррекционных игр упражнений позволяет улучшить показатели восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Когнитивные нейроигры способствуют развитию межполушарного взаимодействия, повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов и стабилизации эмоционально-волевой сферы.

Многофункциональность нейрокоррекционных игр и упражнений со звонками делает их современным и эффективным средством коррекционно-образовательной деятельности, позволяет оптимизировать работу по познавательному и речевому развитию детей уже на этапе дошкольного образования.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольникамиИспользование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками "Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками". Зима - волшебное время года. Для привлечения познавательного интереса.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольникамиИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Массажные коврики для детей выполненные родителямиМассажные коврики для детей выполненные родителями Основная цель в работе педагога дошкольной образовательной организации - сохранение жизни и здоровья ребенка. Такое широкое понятие включает.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 19:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование когнитивных нейрокоррекционных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Полухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД