Приложение МААМ

«Лев Николаевич Толстой «Филипок». Конспект урока литературного чтения для 2 класса

Евгения Буранова
«Лев Николаевич Толстой «Филипок». Конспект урока литературного чтения для 2 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока литературного чтения для 2 класс

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Филипок» (1 урок)

Раздел: Русские писатели

УМК: «Школа России»

Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2класс 1 часть, М. : «Просвещение», 2012

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».

Задачи: 1) развивать умение делить текст на части и составлять план; давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;

2) развивать речь, мышление, память;

3) воспитывать волевые качества, желание учиться.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся воспринимать на слух произведение;

Научатся давать характеристику героям;

Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;

Научатся давать характеристику героям.

Метапредметные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Определять степень успешности своей работы на уроке.

Личностные:

Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Проявлять интерес к чтению.

Используемая литература:

С. В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М. :ВАКО, 2013

https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-dlya-klassa-perviy-raz-v-shkolu-lntolstoy-filipok.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/11/urok-chteniya-2-klass-filipok

Оборудование: учебник, аудиозапись рассказа «Филипок»

Ход урока

Организационный момент

-Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Актуализация знаний

-С каким великим русским писателем вы познакомились на прошлом уроке? (Лев Николаевич Толстой)

-Что вы запомнили из его биографии?

-С каким рассказом Л. Н. Толстого мы познакомились? (Старый дед и внучек)

-Вспомните, в чем заключается главная мысль этого рассказа? (Нужно уважать, почитать старших, заботиться о пожилых людях)

3. Введение в тему урока.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. Мы перенесемся в то время когда он жил. Тогда было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебник для ребятишек и сам учил их. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию в учебнике.

-Кого вы видите на переднем плане? (Мальчика)

-Опишите мальчика. Какой он? (Ответы детей)

-Что вы видите на заднем плане? (Учеников)

-Кто изображен слева? (Учитель)

-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение? (Ответы учащихся)

-Прочитаем название рассказа.

-О ком пойдет речь в рассказе? (О мальчике по имени Филипок)

-Автор называет его ласково, значит, речь пойдет о маленьком мальчике.

4. Первичное восприятие текста.

Чтобы узнать, что же случилось с Филипком, послушаем это произведение.

Слушание аудиозаписи.

5. Эмоционально-оценочная беседа.

-Понравился вам рассказ? Чем? (Ответы учащихся)

-Кто главный герой произведения? (Ответы учащихся)

-Какие черты характера вы можете отметить? (Ответы учащихся)

-Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? (В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе)

6. Словарная работа.

-В тексте нам встретились незнакомые слова. Попробуйте объяснить их.

Поденная работа – работа, которая оплачивается по количеству проработанных дней.

Слобода – большое село, деревня.

Постреленок – непоседа, шалун, так обычно шутливо обращаются к детям.

Сенцы, сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Бедовый – шустрый, смелый.

Полы– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды

7. Чтение учащимися и анализ произведения

1) чтение первой части

-Что узнали о Филипке? (Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.)

- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

2) чтение второй части

- Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

- Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А еще лают собаки, когда бежишь.)

Филипок не шел, а бежал в школу - вот что важно! Да еще он был в отцовской старой шапке, в шубе.

- Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

- А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

- Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

3) чтение третьей части

-Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают из книги.)

-Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить.)

-Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

-Как об этом говорит автор?

-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?

4) чтение четвертой части

-Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? ("Я бедовый. ")

-Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться.

8. Составление плана произведения

-На сколько частей можно разделить рассказ? (предположения детей)

-Давайте вместе составим план.

-О чем сообщается в первой, вступительной части? (О мальчике Филиппе, его мать не отпускала в школу)

-Как можно назвать эту часть? (Скучно дома)

-Как завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филипок отправляется в школу)

-Что приключилось с мальчиком по дороге? (На него напали собаки)

-Что произошло потом? (Он встретил мужика и бабу, думал идти в школу или нет)

-Это – вторая часть. Какое название можно дать этой части? (Опасная дорога в школу)

-Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем)

-А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка? (ответы детей)

-Это – третья часть. Озаглавьте ее. (Встреча с учителем)

-Как развивались события дальше? (ответы детей)

-Чем закончился рассказ? (Филипок стал ходить в школу)

-Это – заключительная часть. Как ее можно назвать? (Филипок стал ходить в школу)

9. Итог урока

-Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

-Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

-Мог ли писатель дать другое название рассказу? Как бы вы его озаглавили?

-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?

Один за всех, а все за одного.

Друзья познаются в беде.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Добра желаешь – добро и делай.

10. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке: что понравилось, что получилось, какие выводы сделали?

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Лев Николаевич Толстой «Филипок». Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 11:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Лев Николаевич Толстой «Филипок». Конспект урока литературного чтения для 2 класса» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Буранова (УИ 2740404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД