Наталья Ертулова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Использование интерактивных карт-схем «Сложных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР
Тема: «Использование интерактивных карт-схем «Сложных слов»
Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова
Задачи:
- Упражнять в образовании сложных слов;
- Активизировать и расширять словарь по данной теме;
- Упражнять в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР „Использование интерактивных карт-схем „Сложных слов“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- Воспитание речевой активности.
- Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: картинка Незнайки, предметные картины по данной теме, сундучок.
Ход:
1. Орг. момент.
Педагог: Ребята, как вы думаете, а много ли слов есть на белом свете? (да)
Разные слова окружают нас. Бывают слова веселые (смех, игра, бывают слова сладкие (шоколад, пирожное, варенье, холодные (снег, лед, мороз, злые и добрые.
слайд №2
Вот послушайте, какая история приключилась с Незнайкой в «Солнечном городе».
«В поздним осенним вечером стоял наш Незнайка у окна и смотрел на падающие листья. «Листопад начался», — сказал его друг Знайка. «Что такое листопад»? – заинтересовался Незнайка. «Листопад – это листья падают», — объяснила Незнайке его друг. «Какое интересное слово, — подумал он. – Надо же из двух слов состоит! Интересно, а сколько еще таких слов можно придумать!».
СЛАЙД №3
«ПАР и ХОД».
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водою
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел,
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове «ВЫХОД»,
В слове «ВХОД»
В слове «ХОДИКИ» стучала
И в «ПОХОДЕ» в даль шагала.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили
По воде они поплыли
ПАРом ХОДит ПАРОХОД
В паре ходят ПАР и ХОД.
- О чем было стихотворение (о паре и слове ХОД).
- Правильно, эти два самостоятельных слова ПАР и ХОД, но вот они соединились подружились и получилось новое сложное слово ПАРОХОД.
Дети, а разве такое бывает, чтобы слова дружили? Что такое дружба? У вас есть друзья? Вот и некоторые слова тоже дружат. Знайка подарил Незнайке книгу «Дружные слова», но Незнайка такой рассеянный, не аккуратный и из книги некоторые слова разлетелись.
Ребята, вы хотите помочь Незнайке найти пропавшие слов?. (да). Тогда предлагаю вам отправится в страну «Грамматики»
дети закрывают глаза, звучит музыка, педагог говорит слова :
«За горами, за лесами
Есть волшебная страна
В ней много разных испытаний
И чудес она полна»
СЛАЙД №4
Королева Грамматика:
Здравствуйте, ребята, я знаю зачем вы отправились в это дальнее путешествие. В моей стране «Грамматики» есть много интересных островов, если вы справитесь с заданиями, то найдете пропавшие слова.
Первый остров «Загадок». Давайте попробуем их отгадать.
Загадки
1. Машинам всем замедлить ход!
Пешком проходит … (пешеход).
2. Увидеть осенью я рад
Паденье листьев — … (листопад).
3. На носу свой носит рог
Зверь свирепый … (носорог).
4. Пилот зовёт людей в полёт –
Сам летает (самолёт).
5. Замечательный прокат!
Сам катился (самокат).
6. Пчела в улей мёд несёт.
Пчёл разводит … (пчеловод).
7. Топором огромный дуб
В лесу рубит (лесоруб).
8. Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (Пылесос)
9. Пошла Муха на базар
И купила … (самовар).
Новые слова разбираются (пешеход, листопад, носорог, пылесос, самовар).
Королева Грамматика:
Молодцы, ребята, а вот и первое пропавшее слово (педагог отдает карточку-картинку №1)
СЛАЙД №4
Второй остров «Дружбы» Д / У «Подружи слова»
Много разных слов у нас,
Что же делать с ними нам сейчас?
Слова нам нужно подружить,
Чтоб новые словечки получить!
Ребята, нам нужно будет подружить 2 слова : Сам летает – самолет-1-ое слово педагог объясняет сам;
Сам катается - самокат;
Везде ходит - вездеход;
Бензин возит - бензовоз;
Мышей ловит – мышелов;
Мясо рубит – мясорубка;
Лед ходит – ледоход;
Снег падает-снегопад;
Пчел разводит - пчеловод;
Вертится, летает – вертолет;
Землю копает – землекоп;
Молоко возит – молоковоз;
Лед колит – ледокол.
Королева Грамматика:
Молодцы, справились с трудным заданием-вот вам еще пропавшая слово. (педагог отдает карточку-картинку №2)
Перед нами остров «Весельчаков»
СЛАЙД №5
ФИЗМИНУТКА
Королева Грамматика:
На этом острове мы тоже нашли пропавшее слово. .(педагог отдает карточку-картинку №3)
Но нам пора дальше в путь перед нами остров «Забияк»
СЛАЙД № 6
Д/У «Слова поссорились»
Ребята, теперь мы знаем, как подружить слова! Но бывает и так, что эти сложные слова ссорятся и делятся опять на 2 слова. Н-р, бензовоз – бензин возит. Слова : носорог, соковыжималка, кофеварка, самосвал, ледокол, камнепад, звездочет, луноход
Королева Грамматика:
Молодцы, справились с трудным заданием-вот вам еще пропавшая слово. (педагог отдает карточку-картинку №4)
СЛАЙД №7
Впереди новый остров «Путаница» Д/и «Путаница». Инструкция: слова перепутались, помоги им: пылеход (пылесос, вертосос (вертолет, самовод (самовар, паролед (пароход, водоход (водопад, самовоз (самосвал).
Королева Грамматика:
Молодцы, справились с трудным заданием-вот вам еще пропавшая слово. (педагог отдает карточку-картинку №5)
Ребята, посмотрите, вот книга Незнайки из которой пропали «сложные слова». Давайте вернем потерявшиеся слова и поможем Незнайке подружить слова.
Д/У «Собери слово из частей» Детям раздаются карточки на которых изображен предмет (существительное) и зашифрованные слово-пиктограмма (глагол). Детям предлагается подобрать картинки и составить новое «сложное слово»
СЛАЙД №8
№ Королева Грамматика:
Молодцы, ребята, вы справились со всеми трудными заданиями, теперь вам пора возвращаться в детский сад.
дети закрывают глаза, звучит музыка, педагог говорит слова :
К палочке волшебной
Все мы прикоснемся
И в одно мгновенье
В детский сад вернемся.
Педагог:
Ребята, сегодня вы учились образовывать сложные слова. Главное запомните, чтобы получились сложные слова, надо подружить одно словом с другим.
Дети, а теперь пусть каждый скажет по одному сложному слову, которое вам понравилось или запомнилось. Мне, например, нравится слово – листопад (листья падают). ответы детей.