Эльвира Галимзяновна Атауллова
Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании
социального развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Аннотация. В статье рассматривается проблема социализации детей дошкольников. Специфика этого возраста состоит в том, что социально ребенок раз-вивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Наша задача как педагогов использовать широкий спектр наиболее эффектив-ных и современных педагогических технологий для успешного коммуникативного и социального воспитания.
Публикация «Использование инновационных мультимедийных технологий при формировании социального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: образовательный стандарт, социально- коммуникативное развитие, гендерная социализация, мультимедийные технологии, анимация.
Проблема социально-коммуникативного развития особенно акту-альна сегодня. Современное общество нуждается в активных и инициативных, общительных молодых людях, способных рефор-мировать устоявшие жизненные уклады. Поэтому социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете реализации программы «От рождения до школы», (по которой работает наше ДОУ) рассматривается как одна из образовательных обла-стей, направленных «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегу-ляции собственных действий; развитие социального и эмоцио-нального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопережива-ния, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чув-ства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрос-лых в организации; формирование позитивных установок к раз-личным видам труда и творчества; формирование основ безопас-ного поведения в быту, социуме, природе». [3, с. 120]
Цель социального воспитания детей дошкольного возраста - формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достижениям культуры как результат человеческого труда; уважительного - к истории семьи, детского сада, страны). В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности.
В нормативном документе «Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» говорится, что «Компьютеризация проникла практически во все сфе-ры жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важней-ших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом». В данном нормативном документе выделяют ряд дидактических принципов применения информационно-образовательных технологий. Один из них – принцип мультимедийности. Он предполагает способность транслировать аудио-визуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
Поэтому решение образовательных и воспитательных задач дошкольников мы решили апробировать на основе анимации, так как в настоящее время это наиболее распространенный прием заинтересованности детей.
Анимация дает возможность формировать :
• эмоциональное развития. Яркие события, поступки героев, их чувства, смена динамики помогает зафиксировать в памяти ре-бенка события и в нужный момент вспомнить их и правильно оценить ситуацию, в которую попадает ребенок. Эмоции сопро-вождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоли-ким, удивительно прекрасным и значительным;
• нравственное – соблюдение моральных требований. Сюжет ани-мации показывает, как создается проблема и что она несет и как можно найти из неё выход. Герои сюжета — это в основном такие же дети, как и сами зрители, т. е. есть возможность поставить ре-бенка на место героя, пережить то, что происходит с ним. Отсюда идет воспитание ребенка как личности, умение отвечать за свои поступки.
• познавательное. Анимация позволяет дать более широкое пред-ставление об окружающей действительности, развивает наглядно-образное мышление, когнитивные навыки, формирует способы решения проблемных ситуаций.
Таким образом, анимацию условно можно подразделить на ви-ды:
• Познавательная - знакомит детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых. взаимодействием со сверстниками в различных ситуациях.
• Развлекательная - развлекает детей, заполняет их досуг.
• Учебная - помогает детям овладеть необходимыми навыка-ми рисования, лепки, аппликации, в игровой форме знакомит до-школьников со звуками и буквами, формирует представления о грамоте, счете.
Проведя несколько занятий с детьми, мы убедились, что ани-мация успешно помогает решать вопросы формирования образо-вательного и нравственного воспитания, так как содержит в себе определенную нравственную мораль, усваивая которую ребенок постигает иерархию нравственных мотивов поведения в обществе.
Особенно мультимедийные технологии помогли нам формировать основы полоролевого поведения детей, которое детерминировано процессом изменения нормативных нравственных представлений о мужских и женских ролях в современных маску-ллино-ориентированных обществах.
Анимация может использоваться не только как способ формирования, подкрепления, закрепления знания детей, но и как основана самой образовательной деятельности.
В своей работе анимационные фильмы мы используем для реализации таких тематических разделов социализации как : «окружающий мир», «семья», «познание своего- Я», «гражданственность и права детей», «общение со сверстниками»; в области познавательно-исследовательской деятельности, музыкального развития. По средствам мультипликации идет развитие речи детей, через после просмотровые беседы, направленные на рассуждения и умозаключения, нахождения выходов из представленных ситуа-ций. Так же использование этой инновационной технологии дает нам возможность подкреплять знания детей о здоровом образе жизни.
При отборе анимации нужно придерживаться ряда рекоменда-ций:
- анимация отечественного производства (идеалы и образы долж-ны соответствовать действительности окружающего мира и менталитету территориального населения);
-продолжительность до 20 мин;
- завершенный смысловой кусок, чтобы ребенок смог завершать просмотр с осознанием определенного вывода из данной анимации.
-просмотр совместно со взрослым, чтобы потом побеседовать с ребенком по содержанию, подвести его к определенному нравственному умозаключению;
-санитарные нормы: четкость изображения анимации, поза ре-бенка, расстояние от экрана до ребенка.
Основной способ взаимодействия с анимацией в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности, так как у детей преобладает наглядно - образное мышление.
Такие технологии мы широко используем и при совместной работе с ОГБУК Ульяновской областной библиотекой для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. После проведения тематических бесед, всегда идет анимационное подкрепление полученных знаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование раз-личных знаний нужно строить на занимательных, инновационных технологиях, которые в современном мультимедийном мире несут больше учебной значимости, чем развлекательной.
Анимационные мультфильмы, которые могут быть использованы в работе : «Гуси-лебеди», «Кошкин дом», «Царевна Лягушка», «Осторожно-обезьянки», «Вовка в тридесятом царстве», «Мойдодыр», «Три дровосека», «Приключение Буратино», «Приключение пингвинёнка Ло-Ло», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Ох и АХ», «Щелкунчик», «Маугли», «Теремок», «Варежка», «Золушка», «Ивашка из дворца пионеров», «Волшебное кольцо», «Мороз Иванович», «Василиса Прекрасная», «Ду-дочка и кувшинчик», «Лесные путешественники», «Почтальон Пэт и его друзья», «Мишки Гамми», «Тигренок в чайнике», «Садко», «Вовка-добрая душа», «Мальчик с пальчик»,«Мальчиш -Кибальчиш», Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Федорино горе», «Сказка о царе Сал-тане», «Аленький цветочек», «Летучий корабль», «Мешок яб-лок», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Дядя Степа», «Оранжевое горлышко», «Молодильные яблоки», «Лунтик», «Смешарики», «Нехочуха», «Цветик -семицветик», «Земляничная поляна», «Честное слово» и другие.
Список литературы:
1. Алешина А. Методика ознакомления с социальной действительно-стью//Дошкольное воспитание №1, 1997.
2. Захарова Л. М. Современные тенденции развития дошкольного обра-зования//Поволжский педагогический поиск. 2013. №4. С. 82-83.
3. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д. ,
Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образователь-ным стандартом дошкольного образования. Методические рекоменда-ции для педагогических работников дошкольных образовательных ор-ганизаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Фе-деральный институт развития образования, 2014 – 96 с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная програм-ма дошкольного образования/Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А., М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.