Елена Лыжова
Использование синтеза танцевальных направлений при формировании репертуара для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя практическую деятельность с детьми дошкольного возраста, их возрастные особенности, требования к созданию репертуара, существующие танцевальные системы и направления был сделан вывод, что к вопросу создания репертуара нужно относиться очень внимательно, тщательно отбирая музыкальный и лексический материал. В век огромного количества информации нужно помочь ребенку найти истинные ценности и обрести себя через ощущение своего тела в пространстве. Через репертуар воспитать в детях бережное отношение к традициям своего народа, знание истории и культуры своей страны. В тоже время, позволить им быть динамичными, современными, коммуникативными, раскованными, но избегая ложных ценностей.
Публикация «Использование синтеза танцевальных направлений при формировании репертуара для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Выбирая фонограмму нужно очень аккуратно пользоваться иностранными популярными мелодиями. Нужно обязательно перевести текст и понять содержание (в современной популярной музыке часто используется ненормативная лексика, либо содержание запутано и непонятно, не только детям, но и взрослому человеку подчас непросто разобраться в сути музыкального и текстового материала). Содержание музыкального произведения должно быть понятно детям. Ведь музыкальный текст дети будут слушать на каждой репетиции. Тщательная работа с музыкальным материалом поможет грамотно «положить» все pas на фонограмму, и номер будет органичным.
Работая с фонограммой, необходимо определить соответствующий стиль танца, «в ключе» которого будет сочинен номер. Определив стиль, использую весь свой «танцевальный багаж» и знания соответствия стилей музыки и танца.
Как правило, «хореографический текст» для первого года обучения может состоять из 3 – 4 элементов, соединенных в танцевальную цепочку с помощью элементарных связующих элементов.
Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Музыка несет воспитательную функцию, задает внутренний ритм, настраивает душу, как музыкальный инструмент. Ведь во время репетиций музыка звучит десятки раз.
Дети дошкольной группы «Конфетти» танцевали номер «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского – яркого представителя музыкального модернизма. В этом произведении сложный ритм и непростой музыкальный рисунок. Они сумели адекватно оценить все богатство динамических оттенков этого сложнейшего музыкального произведения и передать всю красоту и богатство его средствами хореографии. В данном танцевальном номере использовались элементы классического и народно-сценического танца. Сама музыка это подсказывает. В ней звучат русские темы. Номер получился очень ярким, эмоционально насыщенным. Язык хореографии соответствовал требованиям музыки и детским физиологическим возможностям, а сказочные образы героев сделали музыку доступной для детского восприятия.
рса. Дети дошкольного возраста очень легко впитывают и усваивают все музыкальные нюансы и «сложности» классической музыки. Они органично понимают и тонко чувствуют ее суть, эмоциональный подтекст и могут выразить эту музыку в движении.
Очень яркими и выразительными получились хореографические образы в танцевальной сказке на музыку С. Прокофьева «Петя и волк». Синтез детской хореографии с элементами свободной пластики, классического танца позволил это сделать. Действие настолько захватывало и исполнителей, и их ровесников-зрителей, что последние даже соскакивали со своих мест.
В работе часто используются детские песни. Вот и на один из конкурсов была подготовлена хореографическая композиция «Три капитана» на песню, написанную композиторами красноярского детского музыкального центра «Волшебный микрофон». Песня написана в стиле RnB – куплеты читаются речитативом, а в припеве звучит мелодичная тема. Песня звучит в исполнении детей и вся пронизана детской романтикой: мечтой о далеких странах, о крепкой мужской дружбе.
Танец исполняли 3 мальчика и 4 девочки, которые исполняли роль морских волн. У девочек использовалась лексика, основанная на синтезе детской хореографии с элементами классического танца. У мальчиков движения строились на комбинациях детского танца с использованием элементов RnB, хип-хопа, акробатики, трюковых элементов русского танца. Номер получился ярким, динамичным, современным. Дети с удовольствием работали над этим номером, с удовольствием его танцевали, а зрители с восторгом его принимали. Жюри городского танцевального конкурса «Хрустальный башмачок» высоко оценили работу д, присудив первое место. Этот номер включен в репертуар танцевальной студии «Антре», танцуется уже несколькими поколениями детей и пользуется любовью и популярностью у маленьких исполнителей и зрителей
В 2015 году был подготовлен с детьми дошкольниками танцевальный номер, посвященный 70-лети ю Великой Победы. Для этого номера использовала песню «Дети войны» (слова Ильи Резника, музыка Ольги Юдахиной).
Патриотизм — это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных качеств личности. Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству.
Смотреть такие номера, участвовать в них, читать рассказы о войне, смотреть детские фильмы о нашей истории необходимо. Нам об этом рассказали наши родители и учителя и наш долг рассказать об этом следующим поколениям. Во время работы над номером дети часто делились своими размышлениями о войне, почти каждый из них побеседовал со своими родителями об этом. Многие рассказали истории своей семьи. Одна из участниц номера сказала: «Хорошо, что мы об этом знаем, а то это опять может повториться».
Начиная работу над номером, я вспомнила рассказы своих родителей, которые во время войны были детьми. Лейтмотивом номера стала абсолютная беззащитность детей, хрупкость их жизни на Земле, переданная через различные положения рук. В номере используются приемы синтеза детского танца и танца модерн. Выстроена связь между формой танца и внутренним состоянием танцующих. Использовала в танце позы коллапса, активное передвижение исполнителей в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали, изолированные движения различных частей тела, полиритмия танца. Этот номер также стал победителем в городском конкурсе в номинации патриотический танец.
Также в репертуар хорошо включать танцевальные номера, поставленные на легкую эстрадную музыку. Она обладает четким ритмом и непринужденностью, динамичностью, дышит современностью. В танцевальный номер «Мой щенок» были включены элементы характерные для джазового танца, а в юмористический номер «Модницы» – элементы клубного танца джаз-фанк.
В танце «Часики», поставленного на пьесу шведского композитора Луи Андриессена «Синхронные часы», в сочетании с движениями детского танца : подскоками, боковым галопом, бегом на полупальцах использовались элементы художественной гимнастики и спортивной акробатики: складка, колесо, шпагат, ласточка. Движения рук и ног солистки напоминали стрелки часов.
Танец «Кто пасется на лугу» на музыку А. Пахмутовой в современной обработке группы «Домисолька» нравится детям своей жизнерадостностью. Тем, что в нем наряду с детскими движениями использованы элементы свободной пластики, клубного танца хип-хоп и народного танца. Традиции перекликаются с современностью. Детям нравится народный танец. Если не загромождать устаревшими шаблонами, штампами национальные постановки, перетаскивая их из номера в номер (они как раз и отталкивают зрителя и исполнителя, а понять самому постановщику и объяснить детям смысл и суть танца, сделать его живым, тогда дети изучают и танцуют народные танцы с удовольствием и любовью.
В детском танце используется лишь хореографическая азбука (подготовительные движения). Это простейшие шаги, шаги на полупальцах, шаги на пятках, приставные шаги, приседания и выпрямление ног, перенос веса тела с одной ноги на другую, пружинки, подскоки, прыжки по VI позиции в разных темпах, бег на полупальцах, наклоны корпуса.
Укрепляя и развивая физические и психические способности ребенка-дошкольника, его гибкость, способность к растяжке, к образному мышлению мы можем расширить лексические возможности детей этого возраста, использовать способность детей дошкольного возраста к выразительному жесту, сделать хореографические образы более насыщенными и яркими, что позволит при создании репертуара опираться на все разнообразие танцевальных стилей и направлений.
Таким образом, синтез используется как метод, т. е. способ осуществления практической деятельности и как художественный прием. В своей практической деятельности при формировании репертуара для детей дошкольного возраста мы используем синтез танцевальных направлений, как метод, позволяющий создавать художественно значимые постановки, несущие большое воспитательное воздействие.