ББ
Использование игровых технологий для формирования у детей основ безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
В наибольшей безопасности тот,
кто начеку, даже когда нет опасности.
Сайрус
Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали её, когда жили ещё в пещерах. Чтобы защититься от холода от диких зверей, человек научился разводить огонь и делать оружие. Люди построили города с большими домами, в которых уже не страшен дождь и мороз. Жизнь сегодня стала легче. Но опасностей в ней всё равно много. В первую очередь нам всем надо знать, как бороться с опасностями, чтобы уметь защитить себя.
Публикация «Использование игровых технологий для формирования у детей основ безопасности» размещена в разделах
В настоящее время особую актуальность приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистика показывает, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. Увеличилось так же количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы, темой моего самообразования «Использование игровых технологий для формирования у детей основ безопасности».
План моей работы был направлен на развитие у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре все это через игровую технологию. Реализация плана осуществлялась в течении года через игры и игровые упражнения; соревнования, драматизации, конкурсы, детские творческие работы, сюжетно-ролевые игры, тематические досуговые мероприятия и развлечения и. т. д.
Были подобраны дидактические, настольные и подвижные игры, цикл бесед, игровые ситуации, художественная литература, наглядная информация, всё это регулярно отражалось в планах образовательной работы группы. Для формирования навыков безопасного поведения была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе.
1. Уголок безопасности, который содержит материалы: макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых «Водители и пешеходы», «Шофёры», «Столовая», «Магазин», «Кафе», «Поликлиника»; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Не играй с огнём», «Азбука пешехода»; «Что нельзя приносить в детский сад» и др.
2. Игротека, которая содержит: - дидактические игры «Опасно – не
опасно», «Назови одним словом», «Четвертый –лишний», «Так – не так» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Для того чтобы сделать процесс знакомства детей с нормами безопасного поведения в окружающей обстановке эффективным в работе использую современные технические средства в различных видах деятельности: дидактическая игра, просмотр иллюстраций, детских познавательных передач, работа с сюжетными картинками для развития речи и др.
В достижении поставленных задач, помог составленный перспективный план работы с детьми. Представления, полученные детьми в процессе различных видов деятельности, помогали оценивать степень опасности: дошкольники учились анализировать, обобщать, моделировать ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать её итог. Дети учились не бояться совершать ошибки во время обучения.
Помимо работы с детьми ставилась задача в организации эффективного общения с родителями. Родители привлекались к участию в беседах с помощью наглядной пропаганды в которой подчеркивалась моральная ответственность, которая лежит на взрослых. Оформлены папки передвижки по ПДД и пожарной безопасности. В уголке для родителей были размещены материалы по обучению основам безопасной жизнедеятельности по темам «Безопасность детей –забота взрослых», «Почему вам необходимо купить детское кресло?», «Азбука безопасности», «Советы доктора градусника» и т. д. Таким образом необходимо усилить связь между работой с детьми в детском саду и воспитанием в семье. Безопасность ребенка возможна только в благополучной семье, где отсутствуют конфликты, где ребенок чувствует себя «своим», нужным родителям, где он всегда может обратиться за советом или с вопросом, зная, что получит на него полагающий ответ. Считаю, что безопасность ребенка - это не только воспитательный процесс, а целый комплекс мер, помогающих ребенку полноценно развиваться, быть одетым, ухоженным, получать педагогическую и психологическую поддержку от своих родителей и близких, и, конечно же, от педагогов.
По опыту проделанной работы, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности остается актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его адекватного поведения. Дошкольный возраст период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста : повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Таким образом в дошкольном детстве закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению.
Список использованной литературы :
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность. Учебное
пособие» М: СПб Детство-пресс, 2015
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Учебно-методическое
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста» // «Детство – пресс», 2004г.
3. Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной
безопасности». Москва – 2007г.
4. Белая К. Ю. Пособие для педагогов и родителей «Формирование
основ безопасности у дошкольников». М: Мозаика-Синтез, 2011г.
5. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. «Как обеспечить
безопасность дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.
6. Вишневская Е. Л., Барсукова Н. К., Широкова Т. И. «Основы
безопасности жизнедеятельности» М. «Русское слово», 1995г.