Ольга Дутова
Использование игровых ситуаций, как средство благоприятной адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Ситуация сходная с той, когда взрослый попадает в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они большего роста, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют особый интерес, но их намерения пока неясны — добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже). А вокруг еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут. И ходить по детскому саду боязно — что там, за поворотом? — не заблудиться бы. Согласимся, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад малышом. Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.
Публикация «Использование игровых ситуаций, как средство благоприятной адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. Чтобы не проявился даже термин «адаптационной» болезни, когда некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, актуален вопрос адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, сотрудничества воспитателей и родителей в этот период. Мы объединили усилия и обеспечили малышам защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду, что стало залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду. Особое внимание уделялось правильной организации в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения. В этот период формировался эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В период адаптации активно использовалась юбка-тренажер. Ее изготовила самостоятельно, подобрав каждый клин определенной тематике. Например, клин «Девочка» : нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, туфли, в голову вшиты тесемки желтого цвета (сплетаются косички, глазки — пуговицы синего цвета, нос и рот наклеены из материала. Другая сторона — «Осьминог». Вшиты ножки (лента — тесьма, молнии) разной длины. В нижней части клина находится большой карман, к нему пришиты ленты разных цветов, они завязываются в банты. На один из клиньев нашиты рыбки синего цвета, в верхней части клина пришита тесьма зеленого цвета (водоросли) разной длины, они могут фиксироваться с помощью липучки произвольно, но соответственно длине ленточки. Игры с юбкой вызывают у детей огромный интерес, большое количество потайных карманов, молний, запахов дает возможность создавать сюрпризные моменты, которые детям очень нравятся. В игру можно вовлечь несколько детей.
Увлечь плачущего ребенка поможет «Рукавичка». Возможность выполнения с рукавичкой действий завязывания, развязывания ленточек, одевание на руку ребенка, яркость деталей для украшения отвлекают малыша от переживаний от разлуки с мамой.
Малыши любят играть с «волшебными ковриками», создавать «подвижные картины». Использование ковриков достигает сразу нескольких целей: развитие мелкой моторики, развитие логического мышления у ребёнка, ну и конечно умение шнуровать и завязывать шнурочки. На коврике продумала расположение заданий, чтобы малыши и не растерялись, и было интересно - ведь дети обязательно будут помогать друг другу.
Игры, активно используемые для развития мелкой моторики рук, очень увлекают расстроенных малышей. Удивительно, но знакомые ребенку из домашнего обихода предметы: прищепки, бигуди, трубочки для коктейлей, резинки для волос, увлекают малышей дольше, чем традиционные игрушки. Предлагаю сделать дорогу из прищепок, солнышко, колючки ежику и на лице малыша долгожданная улыбка! Одну часть прищепок предлагаем ребенку, а другую взрослому – педагогу или маме. И далее в соревновательном духе предложить ребенку собрать из них дорогу, цепляя одну прищепку за хвостик другой прищепки.
Малыш, впервые придя в детский сад, нередко не играет игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, трудно понять, что происходит рядом с ним. «Почемучка» словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он «проснется», активность стресса станет минимальной и в скором времени совсем исчезнет. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечивается решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса. Особый интерес вызывают те игрушки, которые возможно сделать прямо на глазах у малыша, из хорошо знакомых ему вещей, с которыми не только не нужно расставаться, но можно весело поиграть, например собственный платочек малыша. Игра с платочками помогает увлечься малышу деятельностью и ненадолго забыть о расставании с мамой. Примером служат игрушки – минутки. «Зайчик», «Котята» - самые простые из всех игрушек – минуток!
Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием, данная организация адаптационного периода позволяет младшим дошкольникам быстрее привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, наладить положительные взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создает благоприятные условия для развития и воспитания дошкольников.
Литература
1. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста/ дошкольное воспитание. – 2006 -№1.
2. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: учебное пособие. - М. : Учитель, 2004.
3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э. Г. Пилюгина, - М., просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.
Согласие на размещение фотографий детей в сети интернет имеется.