Наталья Осадченко
Организация адаптации ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного,
так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения,
т. е. дезадаптации.
Родители отмечают, что дети без желания идут в детский сад, хотят, чтобы их раньше забирали, часто спрашивают, когда будет выходной, предлагают «сделать отпуск, каникулы», просят взять их с собой на работу, разрешить остаться дома, съездить погостить к бабушке.
Публикация «Организация адаптации ребенка к детскому саду» размещена в разделах
Проявлением дезадоптации ребёнка могут стать частые соматические заболевания, нарушение сна, расторможенность или пассивность, безучастность в поведении, а также энурез, заикание, нервные тики, общая невротизация. Общеизвестно: степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Ребёнок, придя в детский сад, впервые сталкивается с большим количеством незнакомых людей (сверстников и взрослых) в незнакомой обстановке. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Следовательно, в детских садах необходимо организовывать систему мероприятий, которые призваны снять напряжение, нервозность ребёнка.
Ребёнок - величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т. п.
Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребёнка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Напряжённое, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребёнка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребёнок улавливает и тоже начинает испытывать страх и тревогу.
У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада : за ребёнком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т. п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребёнком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т. п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.
В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации : игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребёнок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Опасения родителей имеют основание. Когда ребёнок приходит в детский сад, резко меняются условия его жизни: режим дня, температура помещения, требования к одежде, характер питания, воспитательные воздействия. Стиль общения с окружающими. Всё это действует на малыша.
Медики, педагоги, психологи отмечают: период адаптации к дошкольному учреждению требует от ребенка большого нервного напряжения. Поэтому иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребёнок заболевает. Родители ищёт причину болезни и находят её в простуде, инфекции. Но, как показывает опыт, нередко ребёнок начинает болеть не потому, что он простудился или подхватил инфекцию, - чаще всего болезнь ответная реакция ребёнка на психоэмоциональное напряжение, которая угнетает защитные силы организма, причём тем сильнее, чем возбудимее ребёнок. Обычно здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Стрессовые ситуации подстерегают именно неподготовленного ребёнка в любой новой для него обстановке.
Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад? Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают обычно слишком поздно, когда они непосредственно сталкиваются с трудностями привыкания
или когда до первого посещения ребёнком детского сада остаётся совсем мало времени.
Поступление в детский сад – серьёзный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому новому этапу в жизни малыша тоже всей семьёй. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учетом его индивидуальных особенностей.
• Дома родители должны создать для ребёнка щадящий режим – рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребёнком – особо ласковым.
• Родителям заранее надо рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребё нком примерно такие беседы: «Детский сад – это красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду всё приспособлено для детей: там маленькие стульчики и столики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело».
• Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку о том, как ему повезло – это его родной детский сад. В присутствии малыша расскажите родным и знакомым о большой удаче – его приняли в детский сад!
• Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки и свои услуг другим детям.
• Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще опустить вас.
• Помните, что на привыкание ребёнка в детском саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
• Убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
• Ребёнок привыкает тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Илюше. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
• В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
• В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качество общения: чаще обнимайте ребёнка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.
Адаптация ребёнка к детскому саду – это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация пройдёт быстрее и легче.