надежда воронцова
Использование игровых приёмов для формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ещё В. Г. Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Как по разному люди читают стихи!
Один - монотонно, вяло.
Второй - выделяя особенности стихотворного размера.
Третий – громко, эмоционально и неестественно.
Публикация «Использование игровых приёмов для формирования интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
Из чего же складывается ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ?
Она включает в себя: ритм, темп, ударение, тембр, паузу, мелодику.
Ритм важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи.
Темп это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться. Темп – это длительность произнесения речевых отрезков.
Ударение это выделение одного элемента речи (слога, слова) в последовательности подобных элементов за счет изменения некоторых акустических характеристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или понижения тона при его произнесении). «Ударение это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе. Любите, смакуйте, бережно подносите выделяемое слово и его ударный слог…» (К. С. Станиславский)
Необходимым компонентом интонации является пауза. Пауза это перерыв в звучании речи. Пауза акустически означает прекращение звука, физиологически – прекращение артикуляции; однако то, что воспринимается как пауза, может и не иметь этих признаков
Тембр в основном способствует выражению эмоций. Тембр это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. С помощью интонационного тембра можно выражать следующие чувства, виды эмоционального и физического состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего) : волнение, радость, веселье, ликование, торжественность, восторг, восхищение, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие и т. д.
Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки : певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Прочитайте стихотворение сами медленно и с выражением. Представьте, что выступаете со сцены, а он — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому старайтесь читать максимально эмоционально, правильно расставляйте логические ударения, делайте, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживайтесь ритма стихотворения.
3. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.
необходимо читать детям произведения устного народного творчества.
Прежде всего – это слушание сказок, стихов, народные потешки, прибаутки, шутки, песенки и других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.
Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.
Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.
Это достигается следующими видами работ:
1)Театрализованная деятельность.
2)Логоритмика.
3)Различные упражнения для развития интонационной выразительности, таких как, развитие восприятия различных видов интонации, обработка различных видов интонации в предложениях и т. д.
Упражнения для развития интонационной выразительности
Развитие чувства ритма
Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения.
Воспроизвести по подражанию ритмические структуры услышанного (повтор ритмичных ударов).
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
1. простые ритмы — II I, I II, II I I, I I II, I III.
Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
2. сложные ритмы — III I I, I II II, I III I, II III I.
Отхлопывание (отстукивание) ритмического
рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).
Развитие тембра, интонации
• Инструкция: «прочитайте предложения, а педагоги должны догадаться с какой интонацией : вопросительной, восклицательной, повествовательной
1. Сегодня светит солнце.
2. Как твои дела?
3. Дети любят играть?
4. А мама придет?
5. Какой ты молодец!
• Прочитайте предложение: «Скоро отпуск». Вы должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что вы довольны, рады; что вы недовольны, вас это огорчает, вас это пугает, вас это сердит и т. п.
• Взрослый предлагает детям сказать что-то о лете, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Лето пришло! Трава зеленая). Но летом что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. От солнца обгорел).
• Игра «угадай по мимике и по голосу, что я чувствую!
«О!» - удивление, «У!» - надулся, «А!» - восторг.
• Задачей третьей серии было определение сформированности умения выделять голосом главные по смыслу слова во фразе, т. е. продуцировать логическое ударение.
Инструкция: «Я скажу предложение и голосом выделю в нем "главное" слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем "главное" слово».
- Маша купает куклу.
- Маша купает куклу.
- Маша купает куклу.
Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием
Цель: развивать чувство ритма.
Паузация – один из важнейших и сложнейших элементов интонации. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже – свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.
1. Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.
2. Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.
3. Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.
Работа по развитию высоты голоса
Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнения:
Постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при
неизменной средней громкости голоса.
Усиление голоса: артикуляция – шепот – тихо – громко (о-о-о-о; ау-ау-
ау-ау; уза-уза-уза-уза и т. д.).
Ослабление звука: громко – тихо – шепот – артикуляция (и-и-и-и; оу-
оу-оу-оу; эва-эва-эва-эва и т. д.).
Усиление голоса, но без паузы (оооо; ауауауау; узаузаузауза и т. д.).
Ослабление звука, но без паузы (ииии; оуоуоуоу; эваэваэваэва и т. д.).
Усиление – ослабление голоса без паузы, на одном выдохе (ооооооо;
ауауауауауауау; узаузаузаузаузаузауза и т. д.).
Усиление голоса с увеличением длительности звучания (о_о_о_о_;
ау_ау_ау_ау_; уза_уза_уза_уза_ и т. д.).
Ослабление голоса с увеличением длительности звучания
(и_и_и_и_; оу_оу_оу_оу_; эва_эва_эва_эва_ и т. д.).
Повторение предложений и стихотворений с постепенной сменой
силы голоса.
Работа над темпом
Цель: формировать темповую организацию высказывания детей.
Логопедическая работа осуществляется в три этапа:
1. Развитие общих представлений о темпе речи.
2. Развитие восприятия различного темпа речи.
3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи сопряженно с логопедом, отраженно, вслед за логопедом и самостоятельно.
Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:
повторение за логопедом фраз в медленном темпе (сопряженно и вслед за логопедом);
самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т. д. ;
ответы на вопросы логопеда сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух;
медленное проговаривание сложных скороговорок;
рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе и др
Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений:
повторение за логопедом фраз в быстром темпе (сопряженно и вслед за логопедом);
самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома;
заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе;
заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок и т. д.
Для формирования умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:
- определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;
- определить на всем протяжении рассказа (стихотворения, как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);
- определить подходящий для высказывания темп речи;
- произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);
- разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;
- моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи, например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же».
- Машины мчатся по шоссе (нормальный темп)
- Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка (быстрый темп)
- Во поле берёза стояла (медленный темп)