Ирина Костюк
Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Тема: «Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР».
Цель:
Познакомить родителей с понятием дидактической игры как инструмента для развития лексико-грамматической стороны речи. Представить дидактические игры, направленные на формирование лексико-грамматических умений у детей с ОНР.
Публикация «Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Оборудование:
Дидактические игры, наглядные материалы и вспомогательные пособия (например, панно или магнитная доска).
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является ключевой задачей коррекционного обучения. Это включает в себя формирование и улучшение словарного запаса и правильной грамматики.
Активный словарь — это слова, которые ребенок использует в своем разговоре, а пассивный — слова, которые он понимает. Развивать словарь важно, чтобы избежать важных пробелов в экспрессивной речи.
Ключевым средством для этого является дидактическая игра, которая сочетает учебные задачи с игровой деятельностью, что помогает детям легче осваивать новый материал и мотивирует их к речевой активности. В своей практике я применяю различные игры для расширения словаря и укрепления грамматических навыков.
Одной из эффективных дидактических игр является «Словесный калейдоскоп», в которой дети подбирают слова, связанные с темой Краснодарского края. Например, они могут использовать слова «море», «горы», «фрукты». Эта игра помогает расширить активный словарь, а также способствует тренировке грамматических форм при составлении предложений.
Еще одной увлекательной игрой является «Поездка по краю», где дети получают заданные карточки с изображениями достопримечательностей Краснодарского края. Задача детей — описать, что они видят на картинках, используя различные грамматические конструкции. Это не только развивает речь, но и знакомит их с культурой и природой региона.
Также можно использовать игру «Сказочные приключения», где дети создают свои истории о героях, путешествующих по Краснодарскому краю, используя новые слова и грамматические формы. Игры такого рода активизируют творческое мышление и делают процесс обучения увлекательным.
Таким образом, дидактические игры становятся мощным инструментом для формирования лексико-грамматических навыков у детей с ОНР, позволяя им развивать речь в увлекательной и интересной форме через изучение родного края.
В своей работе я применяю дидактические игры, которые способствуют расширению словарного запаса детей дошкольного возраста, такие как «Скажи наоборот», «Скажи иначе» и подобные. Они также помогают научить составлять связные рассказы (например, «Писатель») по заданному плану и самостоятельно развивать навыки словообразования через такие игры, как «Назови ласково» и «Бюро находок», а также закреплять грамматические понятия с помощью игр «Чашка и ложка» и «Чего не хватает».
Учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, я провожу игры, направленные на развитие высших психических функций, таких как внимание и память (например, «Запомни и назови», «Чего не стало?»). Изучая тему лексики, использую игры для формирования целостного восприятия объектов. В рамках уточнения знаний об овощах дети принимают участие в игре «Огород», где активизируется словарь по данной теме. После этого мы занимаемся «сбором урожая», расширяя их глагольный запас.
Игры не только способствуют обучению, но и делают занятия более увлекательными для детей,
Кроме того, применение дидактических игр позволяет развивать творческие способности детей. Например, в игре «Писатель» ребята не только учатся составлять связные рассказы, но и вырабатывают фантазию, придумывая уникальные истории на предложенные темы. Это способствует не только формированию устной речи, но и развитию мышления, ведь для хорошего рассказа важно учитывать последовательность событий и логическую структуру.
Другим важным аспектом является социализация детей в ходе игровых занятий. Через совместные игры они учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки сотрудничества и умение договариваться. В таких играх, как «Чего не хватает?», дети учатся обращать внимание на детали и высказаться о том, чего не хватает в группе предметов, что помогает им лучше развивать критическое мышление.
Метод игры в процессе обучения также способствует преодолению страха перед выступлением на публике. Дети в игровой форме учатся выражать свои мысли, что со временем приводит к повышению их уверенности в себе и улучшению навыков коммуникации. Поэтому я уверена, что дидактические игры являются незаменимым инструментом в работе с дошкольниками, способствуя всестороннему развитию их речевых навыков.
Одним из ключевых моментов в использовании дидактических игр является их способность создавать мотивирующую образовательную среду. Дети с удовольствием участвуют в играх, что способствует более глубокому усвоению материала и активному вовлечению в процесс обучения. Играя, они не только развивают речевые навыки, но и учатся работать в команде, высказывать свои мысли и прислушиваться к мнению других.
Важным аспектом является и индивидуализация подхода к детям. Учитывая уровень развития каждого ребенка, я подбираю игры, которые соответствуют их требованиям и интересам. Это позволяет не только поддерживать мотивацию, но и создавать атмосферу доверия и безопасности, необходимую для успешного обучения.
Кроме того, дидактические игры можно интегрировать в различные темы и направления. Например, в рамках изучения окружающего мира мы проводим игру «Чем отличается?», которая помогает детям научиться находить схожести и различия между объектами, что развивает аналитическое мышление. Опираясь на полученные знания, дети могут писать небольшие рассказы о наблюдаемых явлениях, что способствует развитию творческих способностей.
Таким образом, использование дидактических игр не только обогащает словарный запас детей, но и является эффективным инструментом в работе с детьми дошкольного возраста, способствующим всестороннему развитию и формированию важных навыков на ранних стадиях обучения.