Приложение МААМ

Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР

Ирина Костюк
Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Тема: «Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР».

Цель:

Познакомить родителей с понятием дидактической игры как инструмента для развития лексико-грамматической стороны речи. Представить дидактические игры, направленные на формирование лексико-грамматических умений у детей с ОНР.

Публикация «Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах

Оборудование:

Дидактические игры, наглядные материалы и вспомогательные пособия (например, панно или магнитная доска).

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является ключевой задачей коррекционного обучения. Это включает в себя формирование и улучшение словарного запаса и правильной грамматики.

Активный словарь — это слова, которые ребенок использует в своем разговоре, а пассивный — слова, которые он понимает. Развивать словарь важно, чтобы избежать важных пробелов в экспрессивной речи.

Ключевым средством для этого является дидактическая игра, которая сочетает учебные задачи с игровой деятельностью, что помогает детям легче осваивать новый материал и мотивирует их к речевой активности. В своей практике я применяю различные игры для расширения словаря и укрепления грамматических навыков.

Одной из эффективных дидактических игр является «Словесный калейдоскоп», в которой дети подбирают слова, связанные с темой Краснодарского края. Например, они могут использовать слова «море», «горы», «фрукты». Эта игра помогает расширить активный словарь, а также способствует тренировке грамматических форм при составлении предложений.

Еще одной увлекательной игрой является «Поездка по краю», где дети получают заданные карточки с изображениями достопримечательностей Краснодарского края. Задача детей — описать, что они видят на картинках, используя различные грамматические конструкции. Это не только развивает речь, но и знакомит их с культурой и природой региона.

Также можно использовать игру «Сказочные приключения», где дети создают свои истории о героях, путешествующих по Краснодарскому краю, используя новые слова и грамматические формы. Игры такого рода активизируют творческое мышление и делают процесс обучения увлекательным.

Таким образом, дидактические игры становятся мощным инструментом для формирования лексико-грамматических навыков у детей с ОНР, позволяя им развивать речь в увлекательной и интересной форме через изучение родного края.

В своей работе я применяю дидактические игры, которые способствуют расширению словарного запаса детей дошкольного возраста, такие как «Скажи наоборот», «Скажи иначе» и подобные. Они также помогают научить составлять связные рассказы (например, «Писатель») по заданному плану и самостоятельно развивать навыки словообразования через такие игры, как «Назови ласково» и «Бюро находок», а также закреплять грамматические понятия с помощью игр «Чашка и ложка» и «Чего не хватает».

Учитывая особенности речевого развития детей с ОНР, я провожу игры, направленные на развитие высших психических функций, таких как внимание и память (например, «Запомни и назови», «Чего не стало?»). Изучая тему лексики, использую игры для формирования целостного восприятия объектов. В рамках уточнения знаний об овощах дети принимают участие в игре «Огород», где активизируется словарь по данной теме. После этого мы занимаемся «сбором урожая», расширяя их глагольный запас.

Игры не только способствуют обучению, но и делают занятия более увлекательными для детей,

Кроме того, применение дидактических игр позволяет развивать творческие способности детей. Например, в игре «Писатель» ребята не только учатся составлять связные рассказы, но и вырабатывают фантазию, придумывая уникальные истории на предложенные темы. Это способствует не только формированию устной речи, но и развитию мышления, ведь для хорошего рассказа важно учитывать последовательность событий и логическую структуру.

Другим важным аспектом является социализация детей в ходе игровых занятий. Через совместные игры они учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки сотрудничества и умение договариваться. В таких играх, как «Чего не хватает?», дети учатся обращать внимание на детали и высказаться о том, чего не хватает в группе предметов, что помогает им лучше развивать критическое мышление.

Метод игры в процессе обучения также способствует преодолению страха перед выступлением на публике. Дети в игровой форме учатся выражать свои мысли, что со временем приводит к повышению их уверенности в себе и улучшению навыков коммуникации. Поэтому я уверена, что дидактические игры являются незаменимым инструментом в работе с дошкольниками, способствуя всестороннему развитию их речевых навыков.

Одним из ключевых моментов в использовании дидактических игр является их способность создавать мотивирующую образовательную среду. Дети с удовольствием участвуют в играх, что способствует более глубокому усвоению материала и активному вовлечению в процесс обучения. Играя, они не только развивают речевые навыки, но и учатся работать в команде, высказывать свои мысли и прислушиваться к мнению других.

Важным аспектом является и индивидуализация подхода к детям. Учитывая уровень развития каждого ребенка, я подбираю игры, которые соответствуют их требованиям и интересам. Это позволяет не только поддерживать мотивацию, но и создавать атмосферу доверия и безопасности, необходимую для успешного обучения.

Кроме того, дидактические игры можно интегрировать в различные темы и направления. Например, в рамках изучения окружающего мира мы проводим игру «Чем отличается?», которая помогает детям научиться находить схожести и различия между объектами, что развивает аналитическое мышление. Опираясь на полученные знания, дети могут писать небольшие рассказы о наблюдаемых явлениях, что способствует развитию творческих способностей.

Таким образом, использование дидактических игр не только обогащает словарный запас детей, но и является эффективным инструментом в работе с детьми дошкольного возраста, способствующим всестороннему развитию и формированию важных навыков на ранних стадиях обучения.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольниковИспользование тактильных дидактических игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников «Использование тактильных игр для закрепления элементарных математических представлений дошкольников». Тактильные ощущения - одна из форм.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
Опубликовано: 22 октября 2024 в 00:56
+60Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр при формировании и развитии лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Костюк (УИ 543012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД