Лидия Ивановна Баранова
Использование многофункционального пособия «Цвета наших эмоций» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Использование многофункционального пособия «Цвета наших эмоций» в работе с дошкольниками.
«Цвета наших эмоций» - это пособие многофункционального и вариативного характера для диагностирования, коррекции и развития воспитанников, состоящее из пластиковых игровых полей круглой формы с кармашками, набора картонных лепестков разных цветов и оттенков и разных размеров. К пособию прилагается картотека заданий, упражнений и игр.
Публикация «Использование многофункционального пособия „Цвета наших эмоций“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Пособие использую в работе с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста в индивидуальной и групповой форме организации детской деятельности с преобладанием игрового метода, который способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки.
Целью дидактического пособия является гармонизация внутреннего психологического состояния для успешного повышения собственной личностной ценности ребенка и адекватной адаптации его в социуме через развитие способности самовыражения и самопознания.
Пособие использую в работе по следующим направлениям.
1. Диагностическая работа.
Пособие позволяет проводить психологическое обследование эмоционально-волевых и личностных особенностей ребенка.
Для точечного воздействия цветотерапии на ребенка следует определить его любимые цвета путем проведения следующей цветовой диагностики:
• цветовой тест отношений (ЦТО) А. М. Эткинда. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
• диагностика эмоциональных отношений в семье по методике Прохорова А. О., Велиевой С. В. «Цветик-восьмицветик» с целью выявления отношений ребенка к членам семьи, их отношений к ребенку, основных психических состояний, испытываемых ребенком в семье.
Оборудованием в ходе проведения диагностики служит набор цветов из восьми цветового теста М. Люшера (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый). Перед ребенком раскладываются на белой бумаге восемь цветных лепестков в произвольном порядке. Исследования проводятся индивидуально в форме игр – бесед.
Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, выбранный ребенком, но и сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, который позволяет подробно расшифровать характеристику самоотношения и эмоциональных компонентов отношений к другим людям.
Краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:
• Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
• Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
• Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
• Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
• Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
• Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
• Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
• Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Подробно о процедурах проведения цветовой диагностики можно ознакомиться в источниках: «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. : С. В. Велиева. СПб: Речь, 2005.; Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб., 2002.
2. Коррекционно-развивающая работа.
По результатам цветовой диагностики, развивающая работа с использованием данного пособия помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения.
С помощью игр, упражнений с использованием пособия можно решать следующие задачи:
• снимать внутреннее напряжение, тревожность, страхи, агрессивность, апатию;
• развивать психические процессы: зрительное восприятие, мышление, память, внимание, воображение;
• обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• повышать уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• развивать волевые качества, произвольность поведения и формировать навыки самоконтроля;
• развивать речь и обогащать словарь;
• развивать творческие способности;
• развивать мелкую моторику пальцев рук;
• способствовать развитию детей в разных образовательных областях («Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
Работа по цветотерапии строится мною по следующим принципам и правилам:
• последовательности (от простого к сложному);
• учета возрастных особенностей, предпочтений и интересов детей в подборе заданий, упражнений, игр;
• индивидуального подхода к ребенку;
• всестороннего развития ребенка (в комплексе реализую развивающие, образовательные, воспитательные, коррекционные задачи);
• в процессе выполнения самостоятельной работы не делаю ребенку указаний, замечаний или не оказываю помощь – это сугубо детское творчество;
• не оцениваю работу, не говорю, кто сделал лучше, а кто хуже.
Примеры игр.
Игра «Бери, собирай – слова называй»
Цель: закрепление названий основных цветов и оттенков, развитие воображения у детей, мышления, речи (активизация словаря); подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Ход: педагог дает лепесток, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, вставляет лепесток в карманчик игрового поля, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: оранжевый — апельсин, морковь, мандарин; зелёный — огурец, лист, яблоко, лягушка и т. д.
Воспроизведение узора.
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев рук; формирование умения работать по образцу.
Ход: ребенку предлагают рассмотреть узор цветка, цвета лепестков и их расположение с тем, чтобы по памяти воспроизвести узор.
Кто внимательнее?
Цель: развитие объема внимания, зрительного восприятия, наблюдательности.
Ход: 1 вариант: ребенку предлагают за несколько секунд рассмотреть узор цветков и ответить (не считая, где самое большее (меньшее) количество лепестков.
2 вариант: Ребенку предлагают рассмотреть узор цветков и ответить на вопрос: «Сколько лепестков красного цвета (синего и т. д.)».
Палитра времен года.
Цель: развитие воображения, мышления, памяти, зрительного восприятия, мелкой моторики; формирование умений передавать реальный цвет предметов (объектов) и разнообразие цветовой гаммы; воспитание творческого отношения ребенка к цвету.
Ход: ребенку предлагают вспомнить какие цвета и оттенки цвета напоминают ему о весне (зиме, лете, осени) и собрать сезонный цветок. После выполнения работы просят объяснить его выбор и ответить на вопрос: «Какие чувства вызывают у тебя строки стихотворения:
Дарит природа радость и грусть,
Разная она – ну и пусть!»
Творим одним цветом.
Цель: развитие цветового, художественного и эстетического восприятия, чувства композиции (учить красиво располагать лепестки по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Уточнение с детьми названия цветов и оттенков. Упражнение детей в подборе разных оттенков одного цвета.
Ход: детям предлагают подобрать лепестки одного цвета разных оттенков и размеров, собрать цветки по принципу усиления или высветления цвета.
В конце игры можно предложить задание: «Какой цветок «лишний» и почему?».
Неразлучные цвета.
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, обогащение сенсорного опыта, закрепление умения выделять постоянные цвета объектов предметного и природного окружающего мира.
Ход игры: педагог называет предмет (объект, в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: лимон - листья зеленые, плод – желтый; яблоня – листья зеленые, цветы белые, яблоки желтовато-оранжевые; свекла-ботва сиренево-зеленая, плод бордово-фиолетовый; рябина - листья зеленые, цветы – белые, ягоды красные.
Собери цветки по теплым и холодным цветам.
Цель: развитие чувства цвета, композиции, формирование умения работать по замыслу, подведение детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой, оранжево-красный и т. д.) или уподобленных природных цветов (малиновый, персиковый, салатовый, сиреневый и т. п).
Радуга-дуга.
Цель: развитие воображения, фантазии, памяти, активности и самостоятельности, закрепление знаний ребенка о цветном спектре радуги, речевое развитие.
Ход: педагог: «Стань волшебником – сотвори чудо! Собери правильно цветовой спектр радуги, используя знакомую тебе фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Прояви фантазию: укрась радугу-цветок дополнительными деталями, чтобы это чудо природы заставило тебя поверить в добрую сказку!»
В конце игры предлагаем ребенку запомнить небольшое стихотворение:
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.
Талисман на счастье.
Цель: создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.
Ход: педагог: «Вспомни, пожалуйста, сказку, в которой есть какой-либо волшебный предмет, наделяющий главного героя какими-то способностями, силой, счастьем, и защищающий его. Ты бы хотел иметь такой предмет? Что бы это могло быть? Как он выглядит? В чем его функция, назначение, сила? Собери его!
Ребенок собирает талисман, используя разноцветные лепестки, затем рассказывает от чего он оберегает или что позволяет достичь, преодолеть.
Важное воспитательное значение имеет организация выставок детских работ. Выставка – это эффективное средство поощрения детей и повышения их заинтересованности и стремления преобразовывать окружающую среду кабинета, вносить в нее элементы красоты, созданной своими руками.
Вот такие разнообразные формы работы с помощью пособия «Цвета наших эмоций» дают хороший результат в нормализации психоэмоционального фона ребенка и настраивают его на позитивный лад.
Желаю всем море позитива и счастья!
Счастье – снег, зеленая трава,
Счастье – желтый лист, ручьи весною,
Счастье – жизнь, ты только не спеши,
Счастье – понимать, что это счастье!