Получи документы

Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Маркелова Наталья
Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,

сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

Речь — это средство коммуникации, возможность для общения, без которого не может существовать человек.

Публикация «Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Современных детей очень сложно удивить просто картинками или книгами, именно поэтому я решила некоторые сложные моменты обучения превратить в игру.

Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Логопедические пособия своими руками соответствуют системно-деятельному подходу, доступные и безопасные. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, воображение, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школьному обучению.

Данные пособия могут быть использованы в индивидуальной и в подгрупповой работе, а также могут быть задействованы в процессе образовательной деятельности.

Актуальность этих пособий заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, бывает очень трудно заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данных игровых пособий облегчает освоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособий выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособия многофункциональные, их использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно использовать их в других играх.

Благодаря использования этих пособий, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособия можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Работа с данными пособиями позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Сейчас я немного расскажу вам об использовании логопедических пособий сделанные своими руками.

Панно «Город говорушек» предназначено для:

- формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря, артикуляционных навыков; речевого дыхания; работа над звуко-слоговой структурой слов; развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.

- совершенствование мелкой, артикуляционной и мимической моторики;

- развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия;

- развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;

- совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.

Рисунок 1

Панно (Рисунок 1) включает в себя разнообразные атрибуты облака, солнце, воздушный шар, дом, деревья (береза, елки, цветы, вязанную куклу, детали на липучках и другое. Каждый месяц в сюжете панно происходят сезонные изменения, в соответствии с окружающей действительностью.

Работая с развивающим панно, используются такие методы работы с детьми, как рассматривание, беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, обследование предметов, использование аудиоматериала, использование мнемотехники, элементы ТРИЗ, которые охватывают практически все образовательные области и предлагаются детям в игровой форме, например:

1. Речевое развитие (Рисунок 2) – ребё нку предлагается: «Составь фразу», «Составь рассказ», «Составь предложение со словом зима», «Составь предложение с предлогом «над»», «Сочини загадку (сказку)»; «Расскажи пословицу про декабрь» и др. ;

Рисунок 2

2. Познавательное развитие – детям предлагаются игры по развитию математических представлений «Сосчитай, сколько цветочков, капелек, шишки и пр.»; «Что растет справа от березы, девочки, домика и пр.» - формирование пространственных представлений, «Какое дерево больше?»; - развитии сенсорных эталонов (цвет, форма, величина); пространственные представления – о времени года, признаках («Назови, какое сейчас время года» «Перечисли все зимние месяца», «Назови признаки зимы» и т. д., явлениях природы, растениях

3. Художественно – эстетическое развитие (Рисунок 3) : «Сделаем снеговика, снежинки, цветы и др.

Рисунок 3

Также развивающее панно способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, служит для тренировки зрительного восприятия, развитию творческих способностей, фантазии, воображения, логического мышления.

В моей работе развивающее панно является привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий. Таким образом, я пришла к выводу, что необходимо применять чаще в индивидуальной логопедической работе, в процессе которой развиваются не только речевые навыки, но и творческое мышление, сенсорное восприятие и т. д.

Так же в своей работе, я использую мини-панно (Рисунок 4, которые выполняются по мере выполнения речевых упражнений и заданий детьми, где они могут закреплять не только речевые навыки, но и проявлять свою фантазию и творчество.

Рисунок 4

Пособие «Волшебный теремок» (Рисунок 5) представляет собой картонный домик, с множеством кармашков - заданий; с сюрпризным моментом - встроенным фонариком внутри дома, который ребенок включает, когда заселяет в него героя сказки.

(Рисунок 5)

Персонажи, с которыми дети выполняют задания, подбираются в зависимости от лексической темы и интересов детей. Ребенок помогает сказочному герою заселиться в теремок, при помощи выполняя заданий, направленные на всестороннее развитие речи.

С двух сторон дома прикреплены «звуковые дорожки» (Рисунок 6). Ребенок, выделяя первый и последующие звуки, закручивает соответствующие крышки (зеленые крышки обозначают согласный мягкий звук, синие крышки- согласный твердый звук, красные крышки- гласные звуки). Ребенок выбирает из коробочки соответствующие крышки и закручивает их на боковые стенки домика.

Рисунок 6

Над дверью домика натянута веревка (Рисунок 7, ребенку предлагается игра «Слоговые прищепки» в зависимости от того сколько слогов в определяемом слове на которой с помощью прищепок крепим белье (сколько прищепок -столько и слогов в разбираемом слове) .

Рисунок 7

На крыше теремка (Рисунок 8) расположены четыре кармашка с заданиями на пересказ: по картинке; по серии сюжетных картинок; по серии сюжетных картинок по русско-народным сказкам, пересказ по мнемо –таблицам и схемам. Труба домика, так же задействована для выполнения заданий с ленточками разной длины, ширины и цвета. Например: ребенку предлагается вспомнить длинное или короткое слово, в зависимости от длинны ленты, которую он вытянет (короткая лента- короткое слово, длинная лента длинное слово).

Рисунок 8

Последовательность выполнения заданий может быть разная, в зависимости от преследуемых образовательных целей.

Представленные авторские дидактические пособия позволяют учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.

Вывод: при использовании данных пособий повышается эффективность логопедического воздействия, дети с интересом и желанием занимаются на занятиях.

Данные пособия можно дополнять и обогащать новыми материалами, в зависимости от своего творческого потенциала, направления логопедической работы с дошкольниками с ТНР, а также совершенствовать свои профессиональные навыки педагога в логопедической работе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 19:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Маркелова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД