Маркелова Наталья
Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо.
Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,
сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку».
Джанни Родари
Речь — это средство коммуникации, возможность для общения, без которого не может существовать человек.
Публикация «Использование дидактических пособий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2021
Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Современных детей очень сложно удивить просто картинками или книгами, именно поэтому я решила некоторые сложные моменты обучения превратить в игру.
Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.
Логопедические пособия своими руками соответствуют системно-деятельному подходу, доступные и безопасные. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, воображение, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школьному обучению.
Данные пособия могут быть использованы в индивидуальной и в подгрупповой работе, а также могут быть задействованы в процессе образовательной деятельности.
Актуальность этих пособий заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, бывает очень трудно заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данных игровых пособий облегчает освоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособий выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособия многофункциональные, их использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно использовать их в других играх.
Благодаря использования этих пособий, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособия можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Работа с данными пособиями позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.
Сейчас я немного расскажу вам об использовании логопедических пособий сделанные своими руками.
Панно «Город говорушек» предназначено для:
- формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря, артикуляционных навыков; речевого дыхания; работа над звуко-слоговой структурой слов; развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.
- совершенствование мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
- развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия;
- развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
- совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.
Рисунок 1
Панно (Рисунок 1) включает в себя разнообразные атрибуты облака, солнце, воздушный шар, дом, деревья (береза, елки, цветы, вязанную куклу, детали на липучках и другое. Каждый месяц в сюжете панно происходят сезонные изменения, в соответствии с окружающей действительностью.
Работая с развивающим панно, используются такие методы работы с детьми, как рассматривание, беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, обследование предметов, использование аудиоматериала, использование мнемотехники, элементы ТРИЗ, которые охватывают практически все образовательные области и предлагаются детям в игровой форме, например:
1. Речевое развитие (Рисунок 2) – ребё нку предлагается: «Составь фразу», «Составь рассказ», «Составь предложение со словом зима», «Составь предложение с предлогом «над»», «Сочини загадку (сказку)»; «Расскажи пословицу про декабрь» и др. ;
Рисунок 2
2. Познавательное развитие – детям предлагаются игры по развитию математических представлений «Сосчитай, сколько цветочков, капелек, шишки и пр.»; «Что растет справа от березы, девочки, домика и пр.» - формирование пространственных представлений, «Какое дерево больше?»; - развитии сенсорных эталонов (цвет, форма, величина); пространственные представления – о времени года, признаках («Назови, какое сейчас время года» «Перечисли все зимние месяца», «Назови признаки зимы» и т. д., явлениях природы, растениях
3. Художественно – эстетическое развитие (Рисунок 3) : «Сделаем снеговика, снежинки, цветы и др.
Рисунок 3
Также развивающее панно способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, служит для тренировки зрительного восприятия, развитию творческих способностей, фантазии, воображения, логического мышления.
В моей работе развивающее панно является привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий. Таким образом, я пришла к выводу, что необходимо применять чаще в индивидуальной логопедической работе, в процессе которой развиваются не только речевые навыки, но и творческое мышление, сенсорное восприятие и т. д.
Так же в своей работе, я использую мини-панно (Рисунок 4, которые выполняются по мере выполнения речевых упражнений и заданий детьми, где они могут закреплять не только речевые навыки, но и проявлять свою фантазию и творчество.
Рисунок 4
Пособие «Волшебный теремок» (Рисунок 5) представляет собой картонный домик, с множеством кармашков - заданий; с сюрпризным моментом - встроенным фонариком внутри дома, который ребенок включает, когда заселяет в него героя сказки.
(Рисунок 5)
Персонажи, с которыми дети выполняют задания, подбираются в зависимости от лексической темы и интересов детей. Ребенок помогает сказочному герою заселиться в теремок, при помощи выполняя заданий, направленные на всестороннее развитие речи.
С двух сторон дома прикреплены «звуковые дорожки» (Рисунок 6). Ребенок, выделяя первый и последующие звуки, закручивает соответствующие крышки (зеленые крышки обозначают согласный мягкий звук, синие крышки- согласный твердый звук, красные крышки- гласные звуки). Ребенок выбирает из коробочки соответствующие крышки и закручивает их на боковые стенки домика.
Рисунок 6
Над дверью домика натянута веревка (Рисунок 7, ребенку предлагается игра «Слоговые прищепки» в зависимости от того сколько слогов в определяемом слове на которой с помощью прищепок крепим белье (сколько прищепок -столько и слогов в разбираемом слове) .
Рисунок 7
На крыше теремка (Рисунок 8) расположены четыре кармашка с заданиями на пересказ: по картинке; по серии сюжетных картинок; по серии сюжетных картинок по русско-народным сказкам, пересказ по мнемо –таблицам и схемам. Труба домика, так же задействована для выполнения заданий с ленточками разной длины, ширины и цвета. Например: ребенку предлагается вспомнить длинное или короткое слово, в зависимости от длинны ленты, которую он вытянет (короткая лента- короткое слово, длинная лента длинное слово).
Рисунок 8
Последовательность выполнения заданий может быть разная, в зависимости от преследуемых образовательных целей.
Представленные авторские дидактические пособия позволяют учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Вывод: при использовании данных пособий повышается эффективность логопедического воздействия, дети с интересом и желанием занимаются на занятиях.
Данные пособия можно дополнять и обогащать новыми материалами, в зависимости от своего творческого потенциала, направления логопедической работы с дошкольниками с ТНР, а также совершенствовать свои профессиональные навыки педагога в логопедической работе.