МААМ-картинки

Интерактивные технологии познавательного развития детей

Инна Дронова
Интерактивные технологии познавательного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

Система дошкольного образования проживает период серьё зного обновления: новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога – всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, социокультурная среда, сам ребёнок. Назрела необходимость и в существенном изменении формы организации образовательной деятельности. Сегодня дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребёнка как личности. Этому требованию полностью соответствует интерактивная методика обучения.

Публикация «Интерактивные технологии познавательного развития детей» размещена в разделах

Слово «интерактив» произошло от английского «interact». «Inter»«взаимный», «act»«действовать». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (с человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии ребёнка с образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с воспитателем, но и друг с другом, на доминирование активности дете й в процессе обучения. Место воспитателя на интерактивных занятиях сводится к направлению детской деятельности на достижение целей занятия.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

– пробуждение у детей интереса;

– эффективное усвоение материала;

– самостоятельный поиск детьми путей и вариантов решения поставленной задачи;

– установление воздействия между детьми, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов и приёмов, среди которых можно выделить следующие.

Метод «Кластер»

В переводе с английского языка «cluster» означает гвоздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Автором данного приема является американец Гудлат. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Мысли «гроздятся», то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода классификации внёс Майкл Юджин Портер. Метод кластеров уникален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Составление кластера:

1 этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово «сказка», которое является «сердце» идеи, темы.

2 этап – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы, выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и спутники»).

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер в образовании может быть использован в трё х аспектах:

1. В представлении системы работы и социального партнёрства учреждения (административный);

2. В обобщении опыта работы педагога (самообразование);

3. В организации образовательной деятельности педагога (образовательный).

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Кластеризация предметных образовательных областей не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Метод «Квест»

Квест – это игра, в которой есть сюжет и задания.

Цель квеста – выполнить эти задания и прийти к обозначенной цели.

Образовательный квест – проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Этот метод дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Собственно понятие «квест» (англ. quest – поиск) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сокол И. Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

• линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

• штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

• кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста может быть следующей:

• введение (в котором прописывается сюжет, роли).

• задачи должны быть командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом;

• задания (этапы, вопросы, ролевые задания). Задания вначале должны быть довольно легкими, чтобы игрок сразу почувствовал вкус победы и смог быстрее включиться в процесс;

• порядок выполнения (бонусы, штрафы);

• оценка (итоги, призы).

Идеи квестов для дошкольников

Задания могут быть самыми разнообразными: математические примеры, поиск пропавших планет, ребусы, лабиринты, составление схем поиска задания, составление целой картинки из частей, четвёртый лишний, кодированное слово и т. д.

Предметы и атрибуты, которые используются в процессе квест-игры – это ящики, пирамидка, на которой можно наклеить схему, коробочки, пластмассовые киндер-яйца, шарики, заготовки лабиринтов, заготовки для карт, фонарики, лучи которых отражают какие-либо картинки, лупы, надписи молоком и многое другое.

Например: тема «Космос». Проблема: Чтобы предотвратить космическую катастрофу необходимо не допустить попадания в атмосферу Земли космических осколков. Команда детей отправляется в космос, последовательно выполняя задания, предотвращают опасность. Это может быть полет на ракете, звездопад (соедини звезды и получишь подсказку, соедини числа и получишь изображение кометы, бортовой журнал (реши ребус)

Для младших дошкольников подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи – он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису.

Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов, сказок – знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы. Это может быть поиск золотого (волшебного) ключика, помощь героям сказок в ходе путешествия или обращение к ним за помощью, письма с подсказкой.

Общие правила заданий:

• все задания не должны нести в себе опасности;

• задачи должны соответствовать возрасту участников, чтобы они действительно смогли их решить. Но в то же время они не должны быть слишком простыми;

• этапы квеста должны быть объединены одной тематикой, плавно переходить друг в друга,

• выстраиваться логической цепочкой;

• в конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.

Метод «Фишбоун»

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема – установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

– организовать работу участников в парах или группах;

развивать критическое мышление;

– визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

– ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма. Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя – цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.

Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы – горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

Голова – проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. Овладев технологией Фишбоун, воспитатель может с успехом применять на любом занятии. Этап занятия с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода – стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Метод «Кубик Блума»

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Таксономия. Таксоно мия – учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей. Принципы таксономии применяются во многих научных областях знаний.

Предложенная им теория распределяет образовательные цели на три блока:

1. когнитивную

2. психомоторную

3. аффективную

Эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю», «Умею», То есть, ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути решения этой проблемы.

«Кубик Блума» – это способ, при котором на грани кубика наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы.

Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Классификация вопросов

Прием «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

Предложи То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай – это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все источники пресной воды.

Поделись – вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:

Воспитатель формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Воспитатель бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает воспитателю не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

Воспроизведение знаний.

Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний.

Выделение причинно-следственных связей.

Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления.

Выяснение всех аспектов поставленной проблемы.

Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы.

Предложение своего пути применения изученного на практике.

Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны.

«Придумай», подразумевают творческое задание.

К примеру: «Придумай, как будет выглядеть планета, если все ресурсы пресной воды исчезнут?»

Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний.

Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности.

Применение

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.

Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Последние три направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет дошкольнику результативно усвоить учебный материал.

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.

С помощью интерактивных технологий можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют.

Эффективность обучения ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, развития познавательных процессов.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей В нашем детском саду когда-то был действующий бассейн, но, к сожалению, внутренняя его часть стала аварийной и в данный момент используется.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Конспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развитияКонспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группыПерспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы Перспективное планирование познавательного развития для детей старшей группы. СЕНТЯБРЬ 1-2 занятие – мониторинг. 3. Занятие Т. И. Гризик.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные технологии познавательного развития детей
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 13:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные технологии познавательного развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД