мария бутуева
Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы за счёт интенсификации детского развития : всё разнообразнее становится образовательная деятельность в детских садах с применением различных форм и инновационных технологий, всё большее число родителей стремиться расширить обучение дополнительными кружками и курсами по подготовке детей к школе, что стало негативно отражаться на физическом и психическом здоровье дошкольников.
Публикация «Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
Кроме того, сталкиваясь с тем, что устоявшиеся подходы образования дошкольников, сложившиеся в педагогическом сообществе нашего учреждения, за последние десятилетия, построенном на предметном принципе, очень сложно изменить у воспитателей, имеющих большой стаж работы, а они составляют 76% от всего количества педагогических работников нашего дошкольного учреждения, не делает жизнь ребёнка в детском саду естественной и целостной, а искусственно разделяет её на образовательные области или виды деятельности, которые организуются отдельно, часто вне связи друг с другом.
Поэтому, углублённо занимаясь нетрадиционными техниками рисования с воспитанниками своей группы, параллельно искала такую модель образования, которая содержала бы с одной стороны, максимальный потенциал всестороннего развития детей при уменьшении психической нагрузки, и с другой, - установку на восприятие ими окружающего мира в единстве его многообразных связей и отношений. Таким образом, полем моего профессионального интереса стала проблема интеграции содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В понимании педагогов, смысл понятия «интеграция содержания образования» рассматривается в целом как взаимодействие разных видов деятельности, как правило только в рамках организованных занятий. Опыт моей работы, предлагает выйти за пределы непрерывной образовательной деятельности и использовать принцип интеграции в целостном педагогическом процессе. Представленный опыт объединения восприятия художественной литературы и изобразительной деятельности сопровождаются единым смысловым познавательным контекстом, который становится, во- первых: интересным для ребёнка, поскольку в этом возрасте особенно привлекателен мир сказок, а в рисунке, лепке, аппликации он отражает свои представления об окружающем мире, раскрывает свой уникальный внутренний мир; во- вторых: деятельность связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям; в третьих- более длительное нахождение детей внутри определённого познавательного контекста, усиливает эмоциональную включённость детей, позволяет взглянуть на одно и тоже явление, событие с разных сторон, что даёт целостное представление о нём.
Таким образом, для построения работы с детьми в данном направлении, мной был разработан алгоритм, позволяющий объединить такие виды детской деятельности как восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность :
1. Чтение произведения художественной литературы;
2. Обсуждение героев, их поступков;
3. Передача впечатлений от содержания прочитанного произведения, внешнего образа героя в рисунке, поделке, аппликации;
4. Итоговая детская работа- презентация в виде театральной постановки кукольного театра, игры- инсценировки с использованием продуктов изобразительной деятельности.
Следуя данному алгоритму, был разработан тематический план для детей старшей и подготовительной групп, позволяющий на начальном этапе использовать хорошо знакомые детские произведения, а затем более сложные произведения художественной литературы, которые последствии дети изображают, совершенствуя умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Кроме того, содержание изобразительной деятельности подводит к созданию разных видов самодельных театров, в которые можно играть на столе, на полу, в песочнице.
Для изготовления героев произведений в основе используем стаканчики, ложки, конусные конструкции, коробочки, солёное тесто, папье-маше, одноразовую посуду, природный материал, а для их украшения- ткань, разные бумажные фактуры, элементы декоративного рисования, нетрадиционные техники рисования.
Для полноты картины и создания общего впечатления не обойтись без макета или декораций, которые служат подходящим фоном и придают завершённость общему пространству произведения творчества детей. Совместно с детьми создаем декорации из таких материалов, как картон, ткань, пластик, гипс, дерево и мн. др. Для выполнения элементов декораций применяем также различные техники изобразительной деятельности. Кроме того, чтобы пригласить других детей дошкольного учреждения на спектакль, дети рисуют афиши и пригласительные билеты, проявляя самостоятельность в выборе композиции и цветового решения.
Сказки для игр - драматизаций подбираются такие, чтобы в них было много героев, сюжет цепной структуры, позволяющие легко запомнить текст, брать на себя роль любого из героев. Для этого хорошо подходят известные сказки. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников. Особенно продуктивно проходит драматизация сказок в старшей группе детского сада. Это обусловлено психологическими особенностями детей возраста 5-6 лет.
«Детский диафильм» «Самодеятельная книга» - продукт коллективного детского творчества более позднего этапа работы с воспитанниками. Здесь задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей обсуждать предстоящую работу, договариваться, кто какого героя будет изображать, выполнять некоторые обязательные условия, находить место своей работе в общей композиции.
Таким образом, последовательность работы от знакомства со сказкой, к созданию отдельных героев, фоновой композиции для той или иной сказки, ее персонажей, дополнительных мелких атрибутов, поможет еще не один раз вернуться к тексту сказки, чтобы обговорить особенности характеров героев, их внешний вид, окружающую обстановку, в которой происходят события. Такой подробный разбор текста приучает детей вслушиваться в содержание, обращать внимание на мелочи. Да и мотивация велика – созданные сказочные фигурки и декорации нужны для разыгрывания спектакля. Ведь тот образ, что создан самим ребёнком, для него всегда особенно интересен, многопланов и ценен. И я, с педагогической точки зрения широко использую это в совместной работе с детьми.