МААМ-картинки

Инновационные подходы в работе педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования

Елена Агафонова
Инновационные подходы в работе педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

"Инновационные подходы в работе педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования"

Автор: Агафонова Елена Дмитриевна

Руководитель структурного подразделения

социально-педагогической направленности

1. Введение

В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально

изменились многие виды человеческой деятельности. Не обошел прогресс и

систему образования.

Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей.

Публикация «Инновационные подходы в работе педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования» размещена в разделах

Принцип один - современным детям – современное образование.

А современные дети, - какие они?

Это дети новой генерации: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности, поэтому и традиционный подход к работе педагога-организатора, при котором педагог являлся монополистом в передаче необходимых знаний и умений, меняется.

На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, наставник, консультант, руководитель проектов, то есть, педагог-организатор с инновационным стилем мышления, способный к самоопределению и саморазвитию.

По характеристике Александра Григорьевича Асмолова «педагоги-организаторы – это мастера конструирования свободной жизни детей, мотиваторы детского развития».

Без сомнения, такой педагог положительно влияет на качество воспитания детей и качество их обученности, создает условия для их духовного и творческого развития, то есть использует в своей работе личностно - развивающий и персонифицированный подход.

В последнее время все чаще звучат такие словосочетания, как «качество обучения», «качество образования», «качество воспитания».

Наверное, каждый из педагогов-организаторов, работающих с детьми сегодня, неоднократно задумывался над вопросом:

- Что необходимо сделать мне, как педагогу-организатору, чтобы качество моей работы стало выше?

Для того чтобы досуг детей и подростков был более содержательным, педагоги - организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм его организации, т. е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий.

1.2. Инновационная деятельность педагога-организатора

Инновационная деятельность в работе с обучающимися возможна, если:

- профессиональная деятельность педагога-организатора имеет ярко выраженный творческий характер и педагог-организатор ориентирован на инновационные формы организации досуговой деятельности;

- образовательное учреждение имеет достаточную материальную базу для организации досуговой деятельности с применением инновационных технологий;

- руководство образовательного учреждения заинтересовано в создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагогов-новаторов.

1.3. Повышение эффективности досуговой деятельности педагога-организатора в современных условиях.

Формула успеха педагога-организатора.

Для повышения эффективности досуговой деятельности педагогов-организаторов методисты и педагоги нашего Центра вывели свою формулу успеха и готовы ей поделиться.

Итак, наша формула успеха - это:

«Педагогика удивления» + Edutainment

1.4. «Педагогика удивления» Степичева П. А.

На важную роль, которую играет удивление в процессе познания,

обратили внимание еще во времена Античности. Аристотель говорил о том, что познание начинается с удивления.

Этот механизм заложен в нас самой природой и запускается в глубоком детстве. Ребенок, удовлетворяя свои потребности, сталкивается с неизвестными ему ситуациями и его первой реакцией становится удивление, а второй – попытка изучить то новое, с чем он столкнулся, то есть познать это.

П. А. Степичев, автор концепции педагогики удивления, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии РГСУ, вице-президент Ассоциации учителей английского языка Москвы MELTA, лектор курсов повышения квалификации, консультант компании РЕЛОД.

Выдвигая идею педагогики удивления, мы исходим из того, что в

настоящее время становится очевидным противоречие между растущим

объемом знаний и падением их ценности. Когда всю необходимую

информацию можно найти в сети Интернет, становится все труднее убедить

ребят размышлять самостоятельно. Интернет может дать ответ на все большее количество вопросов, это готовое решение, которое ставит под сомнение необходимость думать самому. Ключевым умением становится способность к отбору и анализу информации и готовность к ее трансформации в соответствии со своими потребностями. Удивление как реакция на новое показывает небезразличное отношение человека, а значит, является одним из механизмов отбора им информации. Человек, способный удивляться, открывает для себя большие возможности для профессионального и личностного роста.

Мы выделяем три основных источника удивления на занятиях / мероприятиях: удивление фактом, удивление методом и удивление собственными силами.

1.5. Edutainment (Эдьютейнмент)

Итак, рассмотрим это понятие и чем оно нам полезно.

Термин «edutainment» образовался из сочетания двух других английских слов: education (образование) и entertainment (развлечение). Проще говоря, эдьютейнмент – это не что иное, как образование через игру или с элементами развлечения, то есть, - это явление, суть которого в том, что образование должно быть содержательным, развлекательным и творческим.

Говоря о перспективах современного образования и воспитания, педагоги и психологи все чаще употребляют термин «эдьютейнмент».

И всем понятно, почему так происходит.

Ведь, как говорится, не бывает скучных дисциплин, предметов, а бывают скучные программы и пассивные педагоги.

Но это не имеет никакого отношения к педагогам-организаторам нашего Центра, т. к. педагогическим кредо каждого из них является - «удивление, увлечение и успех для каждого», то есть процесс познания должен быть увлекательным, разнообразным, доступным и творческим и должен повышать мотивацию к познанию.

Однако в русском языке слова «увлечение», «привлечение» и «развлечение», даже будучи однокоренными, имеют абсолютно разные значения.

Опираясь на толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, мы изучили каждое из данных определений и получили следующее.

Развлечение – это определенное «занятие, доставляющее удовольствие». Однако это лишь некое «разовое влечение» к чему-либо.

Привлечению же характерна длительность.

Привлечение – это «появление интереса» или «положительного отношения» к чему-либо, побуждающего к дальнейшей деятельности.

Увлечение – «большой устойчивый интерес» к чему-либо, сопровождающийся «полной отдачей». Следовательно, увлечение – это уже не просто интерес к выполняемой деятельности, это полное погружение в данную деятельность, сопровождающееся положительными эмоциями.

Еducation+entertainment = Edutainment (Образование в удовольствие)

Сегодня принцип «учиться, играя» становится не просто обязательным, но базовым элементом всей системы дополнительного образования. Поэтому и появилась необходимость в его обозначении «образование плюс развлечение» (education+entertainment).

Качество и количество эдьютейнмент–проектов во всем мире постоянно растет. С каждым годом они становятся всё более популярными. Уже сейчас многие считают, что это один из самых продуктивных путей, по которому может и должно идти учреждение дополнительного образования в условиях современности.

Современное информационное пространство также позволяет внедрять новые

технологии социальной и воспитательной работы.

В практику работы для общения педагогов-организаторов с детьми и их родителями все больше входит применение электронной почты, развитие внутрисетевого взаимодействия на основе позитивного диалога.

Например, педагоги-организаторы «Центра Гармония» формируют в социальных сетях свои сообщества, где проводят обсуждение многих актуальных тем, дают ссылки на рекомендуемую информацию.

Такая организация общения дает возможность быстро установить многосторонние связи.

В своей работе наши педагоги-организаторы также используют следующие современные технологии:

информационно-коммуникационные технологии (Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии;,

«кейс-стади» (Использование конкретных ситуаций);

рефлексия как метод самопознания и самооценки;

практические формы работы;

веб-квест;

технология ролевой игры;

проектная технология

2. Задачи педагога-организатора

Рассуждая об инновационных формах организации досуговой деятельности, не стоит забывать, что важной задачей педагога-организатора является научить ребенка самостоятельно организовывать свое свободное время, т. е. правильно конструировать свой досуг, быть мотивированным к творческому и интеллектуальному развитию.

Еще одной из задач педагога-организатора является формирование правильного отношения к своему здоровью.

Для реализации этих задач в арсенале наших педагогов-организаторов целый ряд инструментов.

Предлагаем Вашему вниманию существующие и инновационные формы-работы, которые используют в процессе организации досуговой деятельности педагоги «Центра Гармония» в виде словаря профессиональных терминов педагога-организатора с подробным описанием.

1.6. Словарь профессиональных терминов современного педагога-организатора :

Креатив-бой (интеллектуальное командное соревнование)

Информ- дайджест (Информ-дайджест – массовое мероприятие, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы)

Мозговой штурм (Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике).

Мастер – класс (англ. Master class— оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.

Блиц-игра (разновидность деловой игры, быстрая игра на результат).

Круглый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции)

Пресс- конференция (имитирует проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем).

Диспут (лат. disputatio) —способ ведения спора, проводимого с целью установления истины.

Интеллектуальный марафон (интеллектуальные соревнование, в процессе которого осуществляется учебно-воспитательная работа)

Ролевая игра (интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации).

Деловая игра (обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества).

Проектная деятельность (познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность)

Турнир (Форма проведения личных или командных соревнований)

Ток-шоу (от англ. talk show [t :k o] — разговорное шоу) — вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

Дискуссия (Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию).

1.7. Разновидности игровых технологий

Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игры стимулируют познавательный интерес, активность, волевые преодоления, раскрепощают личность, снимают психологический барьер, вносят живую струю воздуха, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело.

Одна из задач педагога-организатора – научить детей играть, с тем, чтобы ребенок с пользой и интересно смог сам организовать свое свободное время.

Разновидности игровых технологий:

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ

Подбираются тексты, проводятся небольшие репетиции. Игровые действия могут разворачиваться как экспромтный мини спектакль.

ИГРА-ТВОРЧЕСТВО

Дети сочиняют сценарии, играют, поют, танцуют, фантазируют. Роль наставника минимальная. Он подаёт идеи, реализовывают дети.

ИГРА-АССОЦИАЦИЯ позволяет ребятам высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств при сравнении их с конкретными образами.

ИГРА-ОЦЕНКА основана на оценочно- аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН проводятся в разных возрастных группах, привлекательная форма, сочетающая познавательные и досуговые функции.

РОЛЕВАЯ ИГРА – вид имитационной игры, в ходе которой дети вовлекаются в анализ, оценку, самооценку, явлений жизни, фактов и событий, исполняя те или иные роли. Преимущества: заинтересованность детей, самостоятельность в решении жизненных явлений, проблем, ситуаций. В проведении ролевой игры выделяются несколько этапов: организационный (распределение ролей, выдача заданий, сообщение режима работы, основной (работа микрогрупп, обсуждение в ходе дискуссии, заключительный (выработка общих решений). Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.

ДЕЛОВАЯ ИГРА позволяет детям решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. В ходе игры моделируются различные ситуации с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. В ходе проведения игры можно выделить 4 этапа: ориентация, подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ способен помочь созданию плана работы в короткий срок. Его участники - заинтересованные лица. Все собравшиеся делятся на группы – по 5-8 человек, перед ними ставится задача и определяется промежуток времени, в течение которого группы высказывают свои предложения, затем проводится обсуждение. Главное – чётко дать установку перед обсуждением.

ПРАКТИКУМ, МАСТЕР - КЛАСС – формы выработки у детей умений по эффективному решению возникающих ситуаций, тренировке мышления, показа творческих успехов.

КОНФЕРЕНЦИЯ – форма просвещения детей, предусматривающая расширение, углубление, закрепление знаний по избранной проблеме. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся один раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие взрослых и детей. Конференция открывается вступительным словом, с заранее подготовленными докладами выступают участники. Сообщений может быть 3-5, итоги подводит ведущий конференции. В практике наших педагогов-организаторов такие тематики как : «Преступление и наказание», «Здоровый образ жизни», «Школьная жизнь и закон», «Здоровье нации».

ЛЕКЦИЯ – это форма ознакомления с какой – либо проблемой, событием, фактами. При подготовке лекции составляется план с указанием основных идей, мыслей, фактов, цифр. Лекция подразумевает диалог заинтересованных единомышленников. Разновидности: проблемная, лекция-консультация, лекция-провокация (с запланированными ошибками, лекция-диалог (планируется серия вопросов для слушателей, лекция с применением игровых методов.

ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ, ДИАЛОГ – одни из наиболее интересных форм работы, позволяющие вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствуют выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт. Успех зависит от подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой, вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута, диалога, дискуссии – ведение спора. Заранее устанавливается регламент, выслушиваются все выступления, которые аргументируются. В конце подводятся итоги, делаются выводы. Главный принцип – уважение к позиции и мнению любого участника.

ТОК – ШОУ, ИНФОРМ - ДАЙДЖЕСТ – формы проведения дискуссии. При подготовке чётко определяются вопросы для обсуждения и ход дискуссии. Инициативная группа оформляет зал, проводится деление коллектива на группы, определяется ведущий. Он знакомит участников с темой, напоминает им правила ведения дискуссии и предоставляет слово каждому из участников. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблемы, выдвигаются различные варианты и способы её решения, ведётся поиск оптимального решения.

ИССЛЕДОВАНИЕ – форма получения новых знаний не в готовом виде, а добывая самостоятельно. Исследования могут быть: фантастические, экспериментальные, теоретические. В ходе исследования, по чётко составленному плану, проводится работа над избранной темой. При подготовке к защите исследования все собранные сведения изложить на бумаге и подготовить текст доклада, а также подготовиться к ответам на вопросы. Для иллюстрации могут использоваться схемы, чертежи, макеты. ТРЕНИНГ – это форма выработки умений и навыков у детей по развитию их коммуникативных способностей.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма работы детей, при которой они самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, системное мышление. Стадии разработки проекта : выбор темы проекта, выделение подтем, формирование творческих групп, подготовка материала к исследовательской работе : задание для команд, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности (видеофильм, альбом, макеты, разработка проекта (осуществление проектной деятельности, оформление результата, презентация (доклад о результатах своей работы, рефлексия (оценка своей деятельности).

СЕМИНАР – форма выработки у детей самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. При подготовке к семинару необходимо чётко определить тему и цель семинара, сообщить план семинара, подобрать необходимую литературу, разработать алгоритм действий (как работать с литературой, писать тезисы, рецензировать, оппонировать, выступать). Необходимо провести психологическую подготовку к обсуждению вопросов и заранее подготовить схемы, таблицы, графики.

3. О новом профессиональном стандарте

Не смотря на то, что сам документ «Профессиональный стандарт педагога-организатора» все еще проходит все необходимые стадии рассмотрения и утверждения, де юро он уже существует и игнорировать его было бы не правильным.

Сейчас все обсуждают введение «профессионального стандарта» и у педагогов существуют разные мнения на этот счет, неужели нужно действительно соответствовать всем критериям Стандарта или это всего лишь рамочных документ и на практике никто его не придерживается?

Мы в своем коллективе также подробно знакомились с этим документом, посещали вебинары, обменивались мнениями и сейчас можем однозначно сказать, что Стандарт нужен и, в первую очередь, нужен самому педагогу-организатору, ведь процесс образования и воспитания сегодня сильно отличается от процесса образования и воспитания десятилетней давности.

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного ещё не случалось, поэтому и нам, педагогам, необходимо меняться и развиваться в своей профессии.

Сегодня совершенно другой уровень требований к квалификации педагога-организатора. Отрадно, что большинство педагогов, принимая новые условия, готовы учиться, повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать новым требованиям.

Помимо известной и понятной всем деятельности по организации и проведению массовых и досуговых мероприятий, у педагогов-организаторов появляется трудовая функция "Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых", которая реализуется трудовым действием "планирование, организация и проведение мероприятий для привлечения и сохранения контингента учащихся различного возраста". Плюс к этому в стандарте педагога-организатора прописана трудовая функция "Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности", выполняя которую педагог-организатор (внимание, коллеги) проводит "анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность".

Не смотря на то, что стандарт только будет вводиться, некоторые функции уже реализуются на практике.

4. Социально-значимая деятельность педагогов-организаторов в рамках программы социального партнерства в соответствии с «Профессиональным стандартом»

Для нашего Центра одним из приоритетных направлений является работа по программе социального партнерства со школами города.

Именно здесь возможно применение различных инновационных технологий для реализации актуальных творческих и интеллектуальных задач.

Опыт нашей работы по программе социального партнерства со школами города № 15, 2 3 подтверждает, что мероприятия для подростков являются важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствуют формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Социально-значимая деятельность позволяет педагогу-организатору вывести ребенка на принципиально новый уровень, на новую ступень. Позволяет раскрыть творческий потенциал, заложенный педагогами дополнительного образования. Участвуя в социально-значимых проектах, ребенок находит применение своим способностям, своему таланту.

Педагоги-организаторы осуществляют деятельность по различным направлениям: организуют и проводят творческие и интеллектуальные конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры, акции, например, «Мы за здоровый образ жизни», «Батарейки сдавайтесь», реализуют такие проекты как, например, «Королев-территория без вредных привычек» и многие другие.

5. Заключение

В настоящее время в современном учреждении дополнительного образования от педагога-организатора требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.

Внедрение инновационных технологий в деятельность педагогов-организаторов – залог успешного функционирования любого учреждения дополнительного образования сегодня.

Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы – педагоги, призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности

путем приобщения ее к человеческой культуре, взятой в аспекте социального

опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный.

Применять что-то новое в работе всегда интересно. Опыт бывает

удачный и не удачный, что-то идет, что-то нет, но как приятно, видеть

положительный результат, это стимулирует на поиски новых идей.

И всегда следует помнить, что «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает».

Публикации по теме:

Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ Статья : «Инновационные подходы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Автор: Булдакова Вера Леонтьевна Департамент образования.

«Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности» «Инновационные подходы в организации детской экспериментальной деятельности». Экспериментальная работа развивает у детей познавательную.

Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ «ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ЧАС» Движение является одним из универсальных.

Инновационные технологии в работе педагога ДОУ Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно.

Из опыта работы педагога дополнительного образования по программе «Чудесные завитки»Из опыта работы педагога дополнительного образования по программе «Чудесные завитки» Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Более десяти лет я работаю в.

Отчет о работе по программе дополнительного образования «Говорушки» во второй младшей группе Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего.

Опыт работы педагога дополнительного образования по познавательному развитию. Кружок «От А до Я» На современном этапе обучение в начальной школе ведётся по развивающим образовательным программам. Для успешного овладения содержанием этих.

Программа дополнительного образования в детском саду «Арт-терапия в работе с детьми» Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность.

Рабочая программа педагога дополнительного образования «Калейдоскоп творчества» Введение. Из собственного опыта я знаю, что дети – большие коллекционеры. Нет ни одной прогулки, из которой они не принесли бы домой какой.

Инновационные подходы во взаимодействии с родителями воспитанников «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» (А. С. Макаренко).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы в работе педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования
Опубликовано: 17 октября 2019 в 10:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные подходы в работе педагога-организатора в учреждениях дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Агафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД