Елена Ионова
Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ЧАС»
Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. «Движение есть основная функция маленького ребёнка; через движение он познаёт мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие».
Публикация «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ» размещена в разделах
«Оздоровительно-игровой час» проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке - в тёплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем урок физкультуры, продолжительности (до 25-30 мин. у младших и до 35-40 мин. - у старших дошкольников). У детей младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей - преобладает слово, или слово сочетается с показом. Рекомендуемая структура «оздоровительно-игрового часа» для детей дошкольного возраста представлена в таблице.
Таблица Структура «оздоровительно-игрового часа»
Дни недели Содержание занятия Время
1-й 1. Разминка
2. Подвижная игра с предметами (обруч)
3. Сюжетно-ролевая игра
4. «Заминка» - «выход» из занятия 3-4 мин.
12-15 мин.
12-15 мин.
2-3 мин.
2-й 1. Разминка
2. Подвижная игра с предметами (скакалка)
3. Сюжетно-ролевая игра
4. «Заминка» - «выход» из занятия 3-4 мин.
12-15 мин.
12-15 мин.
2-3 мин.
3-й 1. Разминка
2. Подвижная игра с предметами (мяч)
3. Сюжетно-ролевая игра
4. «Заминка» - «выход» из занятия 3-4 мин.
12-15мин.
12-15 мин.
2-3 мин.
4-й 1. Разминка
2. Подвижная игра с предметами (с обручами - серсо)
3. Сюжетно-ролевая игра
4. «Заминка» - «выход» из занятия 3-4 мин.
12-15 мин.
12-15 мин.
2-3 мин.
5-й 1. Разминка
2. Подвижная игра с предметами (гимнастические палки, булавы)
3. Сюжетно-ролевая игра
4. «Заминка» - «выход» из занятия 3-4 мин.
12-15 мин.
12-15 мин.
2-3 мин.
Основным приёмом организации такого «часа» является «игровой момент». Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход : воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. но при этом необходимым условием остаётся учёт оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние детей.
«ЧАС ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Час», когда дети (от 3 до 7 лет) имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволит им оценить собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу. Для часа двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со взрослым или сверстниками деятельности в сложноорганизованном физическом пространстве. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется также участие родителей. Всё это стимулирует активность детей («мы сами», они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.
«ДИНАМИЧЕСКИЙ ЧАС»
Третий дополнительный час физкультурного занятия – «динамический час», организуется воспитателем на дневной прогулке. Его продолжительность составляет 18-20 минут в группах младшего и среднего возраста, 25-30 минут в группах старшего дошкольного возраста. Содержание определяется в соответствии с возрастом детей. Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе упор делается на основной вид детской деятельности – игру.
Структура динамического часа состоит из двух частей.
1. Оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
2. Оздоровительно-развивающая – тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.
Число заданий в первой и второй частях зависти от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения динамического часа и т. д. для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты: «циркачи», «юные следопыты», «индейцы» и др.
В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий и поставленных задач можно рекомендовать несколько вариантов построения динамического часа:
• Игровые упражнения и подвижные игры
• Игровые упражнения, подвижные игры и спортивные игры
• Спортивные игры и игровые упражнения
• Игровые упражнения, игры-эстафеты
• Игровые упражнения, хороводные игры.
В холодную погоду динамический час организуется в спортивном зале при соблюдении температурного режима, в облегчённой одежде.
Динамический час организуется воспитателем в соответствии с перспективным планом. Можно производить замену одной или нескольких структурных единиц с обязательным сохранением двигательной нагрузки и учётом интересов детей и природно-климатических условий в день его проведения.
Организация самостоятельной двигательной деятельности детей
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.
Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.
Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)
• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".
• Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.
• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.
Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.
Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.
Итоги целесообразно проводить два раза в год.
• Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун", фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений, выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья".
• В группе необходимо собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.
• Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.
Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми.
Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.
Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.
• Массажёр "Орешки". Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).
• Дорожка "Апельсиновая" Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
• Тренажёр "Поймай мяч ловушкой" Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.
• Тренажёр "Попади в кольцо" Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком. Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется: играющие должны не только бросать, но и ловить.
• "Лыжи" Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.
• Напольные шашки Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.