Палкина Виктория Игоревна
Инновационные подходы во взаимодействии с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитывает все : люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» (А. С. Макаренко)
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Публикация «Инновационные подходы во взаимодействии с родителями воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольной организации. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольной организации на современном этапе модернизации системы образования. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости. Кроме того, родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Поэтому задача педагогов – поиск новых форм взаимодействия с ними и уход от стандартных шаблонов.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного образования и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Работу с родителями я реализую через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Одной из основных - остается родительское собрание. В течение 1,5 лет, я провожу собрания в форме дискуссий «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор (компьютер) – друг или враг в воспитании детей», «Традиции семьи»; мастер-классы «нетрадиционные техники рисования», «куклы – берегини» и т. д; применяю игровые технологии для повышения коммуникативной культуры, а так же на снятие тревожности, игры на укрепление семейных традиций; тренинги по сплочению коллектива родителей «остров», «творческий прорыв» и т. д., поощрение активных родителей благодарственными письмами и грамотами. Создавая единое образовательное пространство для равноправного заинтересованного партнерства я использую в своей работе информационно – коммуникативные технологии. Оповещение и быстрое взаимодействие я осуществляю через интернет ресурсы. Организационные вопросы, объявления о проводимых мероприятиях, актуальные проблемы решаются в режиме реального времени в специально созданном чате. Родители в течении дня в любое время могут наблюдать все режимные моменты в онлайн. Совместно с родителями был создан родительский клуб «Радуга», цель которого – организация и проведение семейных спортивных встреч, круглых столов, конкурсов семейных талантов, совместных анимационных мероприятий и т. д. Также мам и пап приглашаем на утреннюю гимнастику, мастер классы «цветы для мамы», и т. д., участвуем совместно в различных конкурсах.
Для проведения просветительской работы мною был создан сайт https://nsportal.ru/viktoriya19910303.
На котором публикую статьи по направлениям: «Советы педагогов родителям», «Проверено. Семья рекомендует», «Родителям на заметку», «детсадовский альбом». На сайте имеется обратная связь. Родители могут задать мне любой интересующий их вопрос по воспитанию ребенка, и я по мере возможности им отвечаю.
Со своей стороны могу резюмировать, что в результате внедрения инновационных форм возросла заинтересованность родителей в жизни группы и детского сада, улучшились и окрепли взаимоотношения всех участников образовательных отношений, эмоциональная взаимоподдержка сблизила и подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе как хозяйственных, так и досуговых.
В своей группе мы практикуем такую открытую форму работы с родителями как демонстрация достижений детей. Это означает открытые занятия для родителей. Один раз в месяц родители ставятся участниками образовательного процесса в группе. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии повышается.
Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения семей. В результате выявляются примеры хорошего воспитания в семье, выявляются родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Педагоги предлагают родителям готовые знания : что-то из детской психологии, что-то из методики оздоровления, что-то из практики обучения. Но как и во всяком учении, родители берут из своего предложенного лишь то, что созвучно их собственным мыслям, соответствует их потребностям. Мы предлагаем начинать не с формальных собраний и стендов, а с объединения, сближения людей, сопричастных жизни ребёнка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той простой причине, что их не было рядом.
Теперь словосочетание "инновационные формы работы с родителями" не вызывает у нас затруднений.
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют :
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
• активность взрослых в жизни детского сада и группы.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило нам пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.» А. С. Макаренко