Людмила Тонконог
Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
• научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
• процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
Публикация «Инновационные подходы к организации социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
• деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
• концептуальность;
• системность;
• управляемость;
• эффективность;
• воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
• логикой процесса,
• взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Инновационные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Хочется отметить, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
«Ребенок не сосуд, а факел, который надо зажечь».
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не всегда способны контактировать друг с другом, выражать свои чувства, часто вступают в конфликты, эмоциональная сфера развита не в достаточной степени. Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование и внедрение инновационных технологий в социально - коммуникативное развитие ребенка.
Основные направления реализации образовательной области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
• Развитие игровой деятельности;
• Патриотическое воспитание;
• Трудовое воспитание;
• Формирование основ безопасного поведения.
Современные образовательные технологии:
• Здоровьесберегающая технология;
• Технология проектной деятельности;
• Информационно-коммуникационная технология;
• Личностно-ориентированная технология;
• Игровая технология;
• Кейс-технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: Обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающей технологии:
-медико-профилактическая;
-физкультурно-оздоровительная;
-обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов;
-образовательная;
-обучение здоровому образу жизни;
-педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.
Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, спортивные праздники и т. п. Все эти игры тоже направлены на коммуникативное развитие детей, так как любая из них требует изучения правил, построение взаимоотношений в детском коллективе во время игры, выполнение требований и правил игры с целью дальнейшего продолжения взаимодействия между её участниками.
Технология проектной деятельности.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – коммуникативная, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Виды проектов:
-исследовательско-творческие;
-ролевые, игровые;
-ознакомительно-ориентировочные (информационные);
-практико-ориентированные (прикладные);
-творческие.
Информационно-коммуникационная технология.
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии.
Использование компьютерной технологии помогает:
-привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
-делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
-формировать информационную культуру у детей;
-активизировать познавательный интерес;
-реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении;
-активизировать социально-коммуникативные навыки у детей.
Личностно-ориентированная технология.
Цель: Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; максимальное развитие индивидуальных коммуникативных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципы личностно-ориентированной технологии:
-Построение доверительных отношений с ребёнком.
-Общение с ребенком на равных.
-Уважение личности и достоинства ребёнка.
-Построение обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка.
Игровые технологии.
Цель: Раскрытие личностных социально-коммуникативных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Важнейшие функции игр:
-развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативная: освоение диалектики общения;
-терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных коммуникативных способностей;
-межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
-социализация : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, эффективность использования педагогических технологий в образовательной работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников зависит от уровня специальных знаний и умений педагогов, реализации современных технологий, от уровня сформированности общепедагогических умений, методологической культуры, профессионального развития педагогов в целом. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования современных технологий в работе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое внимание следует обратить на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «Развитие речи» предполагает:
· владение речью как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества;
· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Основные задачи развития речи : воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Однако существуют и риски в применении данного опыта. В первую очередь возрастают требования к воспитателю, не достаточно методической литературы. Использование некоторых технологий требует больших временных затрат, необходимого программного обеспечения, заинтересованности родителей, как полноценных участников образовательного процесса.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании :
· научные исследования;
· социокультурная среда –потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
· творческая вариативность педагогов;
·заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
Технологии речевого развития :
• проектная деятельность
• технология портфолио
• исследовательская деятельность
• игровые технологии
• информационно-коммуникационные технологии
• технология проблемного обучения
• альтернативные технологии
Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду
- создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Таким образом, при условии правильного организованного
педагогического процесса с применением игровых технологий, речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным