Папки-передвижки

Инновационные методы в развитии речи дошкольников: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения

Наталия Богомолова
Инновационные методы в развитии речи дошкольников: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения
▼ Скачать + Заказать документы

Аква-гимнастика

• Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Публикация «Инновационные методы в развитии речи дошкольников: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения» размещена в разделах

«аква-гимнастика

•» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.

• Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

• Игра «Медуза»

• Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.

• Игра «Морская звезда»

• И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

• Игра «Рак»

• И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

• Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

• И подал клешню в ответ.

• Игра «Рыбка»

• И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

• Рыбки-малютки

• По морю плывут,

• Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

• Игра «Дельфин»

• И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

• Дельфин – малыш

• Приплыл ко мне,

• Он покатает на спине!

• Игра «Акула»

• И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

• Вот зубастая акула

• Мне хвостом своим махнула.

• Игра «Маленькая лодочка»

• И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

• Мы на лодочке вдвоем

• К бабе в гости поплывем.

• Игра «Пароход»

• И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы, кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

• Пароход плывет вперед,

• Нам подарки он несет.

• Игра «Дождь»

• И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

• Дождь полил, как из ведра,

• Будет лить он до утра.

• Игра «Волны»

• И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

• Волны по морю гуляют

• И кораблик подгоняют

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ

• Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

• Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

• Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

• Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

• Этапы работы с применением биоэнергопластики :

• - Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

• - Эмоциональный (создание положительного настроя)

• - Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

• Особенности работы с применением биоэнергопластики :

• Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

• К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

• Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

• Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

• С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.

• Преимущества биоэнергопластики :

• - оптимизирует психологическую базу речи;

• - улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

• - способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

• - синхронизация работы речевой и мелкой моторики, сокращает время занятий, усиливает их результативность;

• - позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

• Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

• Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

• Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики :

• Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

• Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

• Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

• Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

• Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

• Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

• Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

кинезиологические упражнения

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

*«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)

*«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.

*«Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

*«Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.

Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения Рука является вышедшим наружу головным мозгом. И. Кант Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУБиоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных,.

Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи.

Инновационные методы в работе с детьми в речевом развитии дошкольников Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Всё более востребованным.

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ (из опыта работы) Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы). 1. Особенности экологического.

Кинезиологические упражнения для дошкольников Кинезиологические упражнения для детей. Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша.

Презентация «Кинезиологические упражнения, как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников» "Рука является вышедшим наружу головным мозгом" Кант И. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через.

Кинезиологические упражнения для дошкольников Методический сборник кинезиологических упражнений для дошкольников на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Кирилина О. Ю.

Презентация «Профилактика плоскостопия у дошкольников (методы и упражнения). Краткие рекомендации для родителей дошкольников» Плоскостопие является самым распространённым видом заболевания опорно-двигательного аппарата. Я взялась за разработку этой темы, т. к. формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы в развитии речи дошкольников: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения
Опубликовано: 22 января 2019 в 11:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы в развитии речи дошкольников: аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Богомолова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД