Елена Коковина
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Публикация «Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
• Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
• Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
• Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Какие современные технологии и инновационные методы по развитию речи вы применяете в работе?
• Моделирование – при рассказывании.
• Мнемотехника (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)
• Синквейн.
• ТРИЗ
• Сказкотерапия
• Пальчиковые игры в воде, пескотерапия, логоритмика.
• Метод проектов
• LEGO-технология
• Интерактивные игры и игровые презентации.
Остановимся на некоторых.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
1. При встрече здороваться:
Доброе утро! Разводят руки в стороны с мягким поклоном.
Доброе утро, - нам шепчут цветки, Соединить ладошки и пальцы рук – «бутон цветка»
Доброе утро, - журчат ручейки, Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево
Доброе утро, - нам птица поёт, Соединить руки крест-накрест, делая взмахи – «птица летит»
Доброе утро, – скажет нам кот
2. Утренняя гимнастика с речевыми и двигательными подражаниями. «Котята», «Медвежата», «Хомка-хомка,хомячок».
3. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
«Умывалочка»
Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Моем руки дружно,
4. С помощью чистоговорок автоматизируются звуки,отрабатывается чёткое ритмичное произношение фонем и слогов.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - ягоды в лесу смывайся! Грязь, смывайся!
5 Динамические паузы между НОД.
6. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.
Пример: ФЭМП
Раз - поднялся, потянулся,
Два - согнулся, разогнулся,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть - на стульчик сесть опять,
(дети выполняют соответствующие движения).
7. Гимнастика после сна со звукоподражанием.
“Котята просыпаются”, «Покажите мне ребята, как в лесу живут зверята».
8. Подвижные игры с речитативом и движениями. «Эй ребята не зевайте»,» «Медведь и пчёлы», «Кот и мыши», «У Маланьи, у старушки».
У Маланьи, у старушки - показываем движениями завязывание платка
Жили в маленькой избушке - руками показываем крышу
Семь сыновей - показываем семь пальцев
Все без бровей - закрываем руками брови
с такими ушами - показываем уши как у слона, описывая круг в воздухе
с такими носами - приставляем к носу кулачки
с такими усами - рисуем в воздухе длинные усы
С такой головой - сцепляем руки над головой
С такой бородой - рисуем в воздухе бороду от подбородка до пола
Ничего не ели - жест отрицания
Целый день сидели - руки складываем как ученики за партой
На Маланью глядели - складываем бинокль
Делали вот так - разводим руки
Использование данного метода предполагает следующие результаты:
• Дети более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
• Проявляют творческую активность, самостоятельность.
• Обследуют предметы, выделяя их основные признаки.
• Учатся составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
• У детей улучшается память, внимание становится более устойчивым.
Логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк»
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
является игровым приемом;
«Стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Например
Наша группа
Весёлая, дружная.
Занимаемся, рисуем, гуляем.
Наши дети самые хорошие.
Детский сад.
Педсовет
Интересный, практический.
Мотивирует, обучает, информирует.
Появилось много интересных идей.
Получаем новые знания
Спасибо!
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.