вера грехова
Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя, как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис,
Умный культивирует почву,
Дальновидный воспитывает работника».
(И. Иманцуми)
Актуальность.
Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно - образовательного процесса.
Условия формирования опыта :
Публикация «Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя, как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах
В настоящее время существует проблема развития педагога, способного к созданию и использованию инноваций.
Роль старшего воспитателя заключается в создании благоприятных условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков по ознакомлению с инновационными образовательными технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, освоению современных методов работы с детьми и родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.
Цель и задачи.
Ведущая цель деятельности старшего воспитателя : повышение профессиональной компетентности педагога посредством формирования его мотивации к самообразованию.
Основные задачи работы старшего воспитателя :
• выявить, обучить и распространить передовой педагогический опыт педагогов;
• выработать стратегию и подобрать эффективные методы повышения педагогического мастерства.
• создать условия для реализации креативного потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
• систематически проводить анализ качества работы педагогов с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Теоретическая основа.
В дошкольной образовательной организации старший воспитатель является стратегом и тактиком воспитательно-образовательного процесса.
Под методической деятельностью старшего воспитателя обычно определяют деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.
К. Ю. Белая дает следующее определение деятельности старшего воспитателя : «Это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач МДОУ».
По мнению А. И Васильевой: «Методическая работа старшего воспитателя в ДОУ – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми».
Ведущая цель деятельности старшего воспитателя : повышение профессиональной компетентности педагога посредством формирования его мотивации к самообразованию.
Нормативно-правовые документы, предъявляющие требования к педагогу.
1)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и служащих (ЕКС, утвержденный утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» («Должностные обязанности», «Должны знать», «Требования к квалификации»)
2) Федеральный закон «Об Образовании в РФ» №273-ФЗ с дополнениями от 29.12.2012
Ст. 47. Статус педагогического работника. Академические права и свободы педагогических работников
3)Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством науки и №1155 от 17.10.2013. Согласно п. 3.4.2. «Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».
4)Профессиональный стандарт педагога, утвержденный №544 н от 18.10.2013.
п. 3.2.1. «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должен быть реализован в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений».
Термин «профессиональная компетентность» :
Е. С. Рапацевич «Педагогика. Большая современная энциклопедия».
«Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличии от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности. Умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию».
Н. А. Виноградов, Н. В. Микляева «Дошкольное образование. Словарь терминов».
«Компетентность :
1)степень выраженности присущего человеку
профессионального опыта в рамках круга вопросов
(полномочий, соответствующих конкретной должности;
2)обладание знаниями, позволяющими судить о чем - либо,
высказывать веское авторитетное мнение;
3) качество личности профессионала».
Термин «профессиональная компетенция» :
Д. И. Ушаков. Толковый словарь.
«Компетенция» - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции :
-способность человека действовать в соответствии со стандартами;
-характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.
В международном понятии термина профессиональной компетенции американскими психологами в сфере труда была введена аббревиатура KSAO :
- знания (knowledge);
- умения (skills);
- способности (abilities);
- иные характеристики (other).
Компоненты педагогической компетентности :
-информационный (теоретический);
-операционный (практический);
-мотивационный (личностный).
Критерии профессиональной компетентности :
-профессионализм;
-творчество;
-мастерство;
-эффективность;
-оптимальность.
Ведущие компетенции педагога :
-когнитивная (теоретическме и практические знания);
-функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности);
-личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
-этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).
Схема оценивания профессионально-педагогической компетентности
(по С. Г. Молчанову и Г. В. Яковлевой).
-профессиональная подготовленность (образование);
-профессионально-педагогическая деятельность;
-продуктивность профессионально-педагогической деятельности;
-результативность профессионально-педагогической деятельности;
-профессионально-педагогическая, поисковая, инновационная и исследовательская деятельность, преобразовывающая объективно существующую педагогическую (образовательную) реальность.
Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации:
-мониторинг качества профессионально-личностных способностей;
-ранжирование педагогов по степени профессионального мастерства;
- подбор форм методической работы (традиционные и инновационные).
Классификация форм методической работы по повышению педагогической компетентности :
-фронтальные;
-подгрупповые;
-индивидуальные.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров, формировании профессиональных компетенций педагога.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко использую различные формы и методы в работе с педагогами, как традиционные, так и инновационные.
Для подбора эффективных форм и методов работы ежегодно проводится мониторинг сформированности профессионально-личностных способностей и затруднений педагогов.
По результатам мониторинга педагоги дифференцируются по группам, каждой группе подбираются специфичные формы работы :
1) Педагоги с низким уровнем (индивидуальные консультации старшего воспитателя, посещение открытых НОД, обучающие семинары, изучение передового педагогического опыта, «Школа молодого педагога»).
Цель: повышение уровня теоретической подготовки.
2) Педагоги со средним уровнем (творческие и проблемные группы, деловые игры, тренинги)
Цель: развитие мотивации к повышению квалификации
3) Опытные педагоги с высоким уровнем (наставничество, обобщение опыта работы, педагогический час, педагогическая гостиная, аукцион педагогических идей, аттестация)
Цель: совершенствование педагогического мастерства.
Этапы работы :
1. Теоретико-аналитический (повышение теоретических знаний, осмысление ППО)
- Лекторий:
- Семинар-практикум:
- Консультации:
2. Методический (развитие проблемно-поисковой активности)
- Методическое объединение педагогов
- Психолого-педагогический тренинг
- Творческие группы:
3. Практический (разработка и апробация программ, внедрение инновационных технологий обучения и воспитания детей)
- Научно-практический семинар
- Педагогический совет
Традиционные формы методической работы по повышению педагогической компетентности :
Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности образовательного учреждения. Непременным компонентом является развитая рефлексивная деятельность педагогов, обмен педагогическим опытом работы.
Семинар-практикум - является наиболее продуктивной и эффективной формой повышения педагогической компетентности : основное внимание уделяется повышению теоретической подготовки педагогов. Необходимое условие организации - участие всех педагогов, которым заранее предлагаются задания, позволяющие каждому развить свои педагогические способности.
Консультация - обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, а также подготовку информационных буклетов, проспектов и пособий.
Открытые просмотры образовательной деятельности - они позволяют родителям и педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также НОД или досуговой деятельности в группе.
Представление передового педагогического опыта - изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех педагогов- специалистов, подготовка к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Создание творческих и проблемно-поисковых групп - в образовательной системе нашего образовательного учреждения практикуются творческие группы, включающие педагогов-специалистов; воспитателей групп компенсирующейи оздоровительной направленности; воспитателей групп общеразвивающей направленности по определенной проблеме или общей теме. В нашей образовательной организации функционируют творческие группы педагогов по направлениям : «Юный гражданин», «Юный эколог», «Здоровый малыш», «Речецветик».
Педагогическая диагностика - является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышении педагогических компетенций работников. Работа с педагогическим коллективом в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволит развить креативность и инициативу каждого педагога, путем включения в активную самообразовательную деятельность.
Смотр-конкурс - общественное мероприятие, сочетающее в себе элементы смотра и конкурса. Разнообразные смотры-конкурсы в образовательном учреждении проводятся согласно годовому плану работы. Разрабатывается положение, определяются критерии оценки, выбирается состав жюри или экспертной комиссии. Смотр-конкурс проводится с целью совместного развития активности, творческого взаимодействия педагогов, детей и их родителей.
Инновационные формы методической работы по повышению педагогической компетентности :
Игровое моделирование - моделирование реальной педагогической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения. Преследуют различные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.
Технологии игрового моделирования
Деловая игра
Ролевая игра
Имитационная игра
Тренинг
Педагогический ринг
Педагогическое ателье (педагогическая мастерская) – педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации.
Киношкола - старший воспитатель показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой). Показ без комментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровень развития детской деятельности.
Коучинг-сессия - интерактивное общение, развивающее индивидуальное консультирование в форме дискуссии «вопрос-ответ». В данном процессе осуществляется поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачи профессионального и личностного роста, повышающие профессиональную эффективность. Принимается в работе с активными педагогами.
Педагогическая гостиная молодого воспитателя - осуществляется на базе образовательной организации (встречи проходят не реже одного раз в два месяца для педагогов, желающих расширить свой кругозор, повысить свой психолого -педагогический уровень. Работа Педагогической гостиной планируется с учетом интересов и пожеланий участников
Электронный журнал «Минуты позитива» - журнал публикуется ежемесячно на официальном сайте образовательной организации.
Особенность: отсутствие элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно это отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации.
Журнал можно читать, посмотреть, прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка или сохранить статьи из журнала вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.
Разделы журнала:
«Это интересно знать».
«Знаменательные даты».
«Наши мероприятия»
«Информация от специалистов»
«Творческая мастерская»
«Наши достижения».
Результативность.
Критерии оценки эффективности организации методической работы в ДОУ, предложенные Ю. К. Бабанским:
Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.
Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.
Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.
Значимость проблемы подготовки высоко квалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
Помочь педагогам овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная старшим воспитателем методическая работа.
Методическая работа способствовала повышению качества образования, выбору перспективных образовательных технологий, форм и содержания работы с детьми, но главное - актуализировала потребность педагогов в профессиональном росте и саморазвитии.
Так, за период 2015-2018 годы прошли курсы повышения квалификации по программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» - 18 воспитателей, по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» - 2 воспитателя,
По дополнительной профессиональной программе «IT –технологии в образовании» (Каскадный воркшоп) – 6 педагогов.
Педагоги активно участвуют в семинарах-практикумах, советах педагогов, выступают на методических объединениях. За период с 2015 -2018 годы обобщили педагогический опыт 6 педагогов. Педагоги, овладевшие IT-технологиями изучили модульные и дистанционные курсы на сайте института «Первое сентября» - Школа цифрового века, 8 педагогов создали персональные сайты в сети интернет.
Список используемой литературы:
1. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – с. 51-55.
2. Виноградов Н. А., Микляева Н. В. Дошкольное образование. Словарь терминов. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – с. 243
3. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. – с. 74
4. Коджаспирова Г. М. Педагогика : Учебник. – М. : Гардарики, 2004. – с. 528.
5. Кучугурова Н. Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – с. 360-362.
6. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – с. 56-61.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – с. 396.
8. Равен Дж. Педагогическое тестирование : Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М. : «Когито-Центр», 2004. – с. 142
9. Рапацевич Е. В. «Педагогика. Большая современная энциклопедия».М., 2010. – с. 257
10. Сваталова Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1. – с. 95.
11. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д. И. Ушакова. М., 2002.
12. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3. - с. 4.
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64
14. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М. : Российское педагогическое агентство, 2008. – с. 49.