Алёна Федина
Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Публикация «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Мне хотелось бы представить некоторые инновационные формы и методы работы с семьёй в детском саду.
В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», – это мнение можно услышать и сегодня.
2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».
3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, воспитанием в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, а детский сад посещают от случая к случаю.
4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т. е. безразличными.
5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».
6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей : «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками – играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.
8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
.Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу.
В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах.
К ним относятся:
•. Дни открытых дверей
• Родительские конференции.
•. Родительские собрания
• Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т. д.).
• Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.
• Индивидуальная консультация.
Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением
инновационных форм :
1. Лекция
2. Исследование
3. Социально – педагогический тренинг
4. Психологический тренинг (игра)
5. Диагностика
6. Конференция
7. Консультативный пункт
8. Организация работы семейных клубов по интересам;
9. Дни открытых дверей;
10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;
11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий;
12. Семинары –практикумы;
13. Диспуты;
14. Круглый стол;
15. Тренинг;
16. Обмен опытом семейного воспитания;
17. Организация совместной деятельности детей и родителей.
1. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.
2. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.
3. Дискуссии.
Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта – решения.
Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссии предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход, подводит итог дискуссии.
Важно иметь в виду форму дискуссии :
• круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
• дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;
4. Психологический тренинг.
В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.
Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.
5. Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.
Лекционная форма родителями не воспринимается.
6. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению. Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.
• Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).
• Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.
• Разработать обращение к родителям.
7. Семинары-практикумы
Практическое занятие по какому-то вопросу.
Например, практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».
Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Задание родителям.
Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.
Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?
На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.
8. Дни открытых дверей.
Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.
9. Диспут
Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.
Законы диспута.
• свободный обмен мнениями
• все активны и равны
• каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен
• говори, что думаешь, и думай, что говоришь
• острое, меткое слово приветствуется
• главное – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются
• перешептывания на месте и шутки неуместны.
К нетрадиционным формам работы с родителями относятся : устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов.
Родительская почта и телефон доверия (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам); Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Ящик для предложений (родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей).
Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.
Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т. д.
Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы);
Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные, наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.
Использование разнообразных форм и методов работы с родителями даст определенный результат:
– родители станут активно участвовать в жизни детского сада,
– станут верными помощниками воспитателей
Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно – образовательной среды.