МААМ-картинки

Инклюзивное образование. Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ

Асия Маняпова
Инклюзивное образование. Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

IX Региональная научная – практическая конференция

«Инклюзивное образование – 2019 : практики обеспечения качества»

Маняпова Асия Октябрисовна

Воспитатель

МАОУ СОШ №14 (с/п «Детский сад»)

Биоэнергопластика как средство развития связной речи

детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ

г. Тобольск

2019 г.

Публикация «Инклюзивное образование, Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ» размещена в разделах

ФГОС ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно - деятельностный подход. В ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», где все процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Основной целью является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевыми нарушениями.

«Связная речь, - подчеркивал Ф. А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Ведь связная речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Дети с ОНР, обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах - одна из главных задач коррекционного воздействия. Формирование связной речи у детей с ОНР; изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

По данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. Какова же причина такой динамики? Современные дети окружены изобилием развивающих игрушек и мультфильмов, специализированных мультимедийных программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. А хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.

В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова – Фомина) показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. Если пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это дети с проблемами в развитии речи. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление,

особенно, речь.

В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует, непроизвольно высовывает язык.

Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. По их данным движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. На современном этапе одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. А идею в России развила кандидат педагогических наук Ирина Курис. Сам термин “биоэнергопластикасостоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, способствует улучшению артикуляционной моторики, а, значит, - и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопласти способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность гимнастики. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Свою коррекционную работу я опробывала с детьми посещающими группу компенсирующей направленности «Речецветик» МАОУ СОШ №14 (с/п «Детский сад»). Попадая в логопедическую группу, ребенок вынужден «трудиться»значительно больше, чем в обычной группе детского сада, по скольку он должен не только усвоить знания и умения, предусмотренные программой, но и приложить усилия для преодоления своих речевых дефектов. Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с общим недоразвитием речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Основой являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Биоэнергопластику можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, улучшается кровоснабжение артикуляционных органов, развивается подвижность, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк, улучшается внимание, память, мышление, речь.

Биоэнергопластику можно использовать на этапе постановки звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, постановки звука и автоматизации его в облегчённых фонетических условиях. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Я считаю, что биоэнергопластика должна стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Регулярные занятия над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, при этом усиливая их результативность.

В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).

Завершая сегодняшнее обсуждение, разрешите еще раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребенок, не умеющий серьезно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Мы должны помнить и о том, что если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нам нельзя упускать время, помогать ребенку нужно в сензитивный период!

И только компетентный педагог, способный к самосовершенствованию может вовлечь ребенка в процесс познания и научить ребенка учиться. Ведь не зря гласит мудрость:

РАССКАЖИ МНЕ И Я ЗАБУДУ.

ПОКАЖИ МНЕ И Я ЗАПОМНЮ.

ВОВЛЕКИ МЕНЯ И Я НАУЧУСЬ…

Список литературы

1. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2010. – 171 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Современная Россия, 1973. – 144 с.

3. Кузнецова Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М., 2004. – 173 с.

4. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

5. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989

6. Шашкина, Г. Р. Изучение особенностей дошкольников с ОНР и ознакомление со спецификой коррекционной работы / Учебное пособие / Г. Р. Шашкина. – Москва, 2000. – 132 с.

7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М. : АльянС, 2014

8. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.

9. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П. : Детство – Пресс, 2014, 96 с.

10. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. - C.- П. Каро, 2006 – 92 с.

11. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т. В. Будённая. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

12. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

13. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : Аркти, 2001.- 144 с.

14. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : Аркти, 1999.-136 с.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное образование. Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 21:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное образование. Биоэнергопластика как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Асия Маняпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД