Михаил Ингерман
«Игры зверей» — авторская методика по организации занятий с детьми 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
"ИГРЫ ЗВЕРЕЙ"
[/b]
(авторская методика по организации занятий с детьми 3 -5 лет)
[/b]
Данное методическое пособие предназначено для педагогов ДОУ, родителей и студентов педагогических вузов.
В пособии показано, как можно легко и весело развить ребенка на основе сюжетно-ролевых игр подражательного характера. Кроме теоретического материала, в пособие включены практические советы и описание многочисленных упражнений.
Публикация «„Игры зверей“ — авторская методика по организации занятий с детьми 3–5 лет» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Комплексный подход обеспечивает кроме развития основных психо-физических качеств, таких как: внимательность, целеустремленность, отзывчивость, сила, гибкость, выносливость, координация, мелкая и крупная моторика, развитие голосовых связок и всей дыхательной системы, решать и многочисленные дидактические и социально-культурологические задачи. Например: научить ребенка считать и разбираться в повадках различных животных.
Описание методики «ИГРЫ ЗВЕРЕЙ"
[/b]
Эта методика рассчитана на детей от 3 до 5 лет. Однако, опираясь на наш многолетний опыт, можно с уверенностью сказать, что в «Игры зверей» любят играть дети любого возраста и даже взрослые. А на востоке из этой подобных игр развилось даже целое направление боевых единоборств.
Данная методика возникла на основе концепции сенсомоторных игр В. Байделье, Л. Конради, Г. Юнгивайне.
По утверждению многочисленных специалистов детского образования, основной формой познавательной деятельности для детей 3-5 лет является игра. Однако обычные игры, возникающие спонтанно, очень часто приносят детям больше огорчений, чем радости, особенно на улице. Возрастные различия, психофизические особенности, воспитательные ограничения, отсутствие реального навыка общения - все это приводит к возникновению физических зажимов и психических комплексов. И как следствие - торможение общего развития, а иногда полная блокировка творческой активности ребенка.
Цель методики
[/b]- целенаправленное гармоничное развитие творческого потенциала ребенка, путем снятия психофизических комплексов и зажимов, с использованием подвижных сенсомоторных игр, имитирующих движения различных животных.
Преимущество данного подхода в том, что он одинаково хорош как для индивидуальной, так и для групповой формы использования.
Однако в групповом варианте эффективность данной методики возрастает во много раз. При групповом взаимодействии детей одновременно выполняющих действия подражательного характера возникает особое состояниие - своеобразная совместная динамическая медитация, но каждый ребенок продолжает находиться в своем, индивидуальном образе, что особенно важно.
Такая подражательная деятельность требует от ребенка не только внешней двигательной активности, но и внутреннего творческого осмысления самих движений, задействует весь психо-эмоциональный потенциал ребенка. Именно поэтому является для него наиболее привлекательной.
Погруженность ребенка в мир сюжетно-ролевой игры выстраивает его внутренний мыслительный процесс, развивает творческую активность.
При работе в группе, подражательная техника ни только не ограничивает индивидуальные проявления детей, а наоборот стимулирует их на различные формы пластической выразительности. Например: одно и то же время в группе занимающихся детей может присутствовать спокойная, миролюбивая, отдыхающая в жаркий полдень собака, и злобная, агрессивная, а рядом маленький щенок с мамой.
Но в любом случае, действия детей остаются адекватными обстановке. (Как и в жизни собаки в игре бывают разные).
Суть процесса в том, что ребенок погружается в свой образ, окрашивает его своим психическим, проявляется не стесняясь, не комплексуя, не боясь осуждения или наказания.
Наличие активных физических действий, ярко выраженный образный ряд освобождает подсознание, снимает зажимы, принося радость и непринужденность общения. В этот момент ребенок адекватен сам себе и окружающему обществу. Он прыгает, кричит, лает, огрызается, разыскивает добычу, или просто валяется - он собака среди собак, и он свободен в проявлениях, даже во время заранее заданной направленной деятельности.
Главная задача руководителя в таких играх - выстроить групповое взаимодействие так, что бы образовался единый направленный вектор деятельности, постоянно поддерживающий общую активность и творческий потенциал.
Поэтому все имитирующие движения должны быть соединены в одну сюжетную линию и подобраны так, что бы интенсивность физических и психических нагрузок поддерживалась в течении времени достаточном для реального их запоминания, а так же развития и физического тела, и психики.
Суть методики - в правильном подборе внешних психофизических форм, которые с одной стороны выражают состояние ребенка, релаксируют и выравнивают его, с другой развивают его физически и повышают творческую активность.
Отсутствие жестких требований к внешней форме движений, как например в гимнастике, снимает комплекс физического несовершенства, часто проявляющийся в возрасте 3-5 лет, а наличие сюжетно-ролевого наполнения удерживает внимание ребенка внутри процесса. Поэтому занятия построенные по принципу сюжетно-ролевой, подражательной деятельности значительно ускоряют развития образного мышления, координации в пространстве, сообразительности, улучшают работу внутренних органов и систем организма.
Таким образом методика кроме образовательного и развивающего значения, носит еще и чисто оздоровительный характер.
Возвращаясь к понятию психофизическое развитие, необходимо уточнить, что под этим понятием мы подразумеваем целый маленький мир живых образов сюжетно-ролевой игры, в котором есть все. Каждый ребенок наполняет этот мир своими движениями и звуками, своими переживаниями, историей, сюжетом. Например: в одном занятии собака может спать, есть, гулять, в другом - охотится, лаять, кувыркаться, быть доброй или злой, старой или молодой - количество образов и состояний бесконечно. Иногда для проявления своего психического, ребенку требуется целая звериная семья ; родители, братья, бабушки и дедушки. Поэтому методика и названа " ИГРЫ ЗВЕРЕЙ".
Внешние формы могут исчезать и проявляться, усложняться и видоизменяться, главное они должны соответствовать состоянию ребенка, уровню его развития, должны проявлять его динамику. Это можно проиллюстрировать на следующем примере: трехлетний ребенок на первом занятии - его собачка еще "ни где", она просто лает, затем начинает двигаться, затем появляется форма, размер, порода, характер и т. д.
Однако суть методики не в увеличении количества внешних форм или усложнении сюжетов. Обычно наличие 5-7 животных и 3-4 сюжетов полностью удовлетворяет запрос ребенка, как на уровне психики, так и на уровне физической активности.
Основная направленность методики - это развитие комуникабельности.
Во время занятий ребенок раскрепощается, обретает свой внутренний мир. Он стремится продемонстрировать свои умения и навыки. Такой ребенок начинает искать адекватного общения и творческого применения своим возможностям, он пробует сам моделировать новые, ни на что не похожие, сюжеты и формы. Они оживают внутри него, внешне ни чем не обусловленные и не oграниченые, по сравнению с реально существующими игрушками, а следовательно полностью свободные.
Наличие внешне проявленных форм ограждает мир ребенка от излишнего внешнего любопытства и грубого вмешательства посторонних, и одновременно полностью удовлетворяет запрос родителей. Ребенок занят игрой, активно развивается и очень любопытно демонстрирует свои умения и навыки.
Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть: эффективность использования данной методики зависит как от правильности подбора самих живых форм, так и от последовательности их использования – наличия сюжетно-ролевой основы, а так же от профессионализма ведущего и наличия общегруппового творческого, психофизического настроя занимающихся детей, особенно на начальном этапе работы.
Только в этом случае можно прогнозировать действительное реальное раскрепощение и гармоничное развитие психических способностей, и физического потенциала ребенка.
Особое значение данная методика приобретает в процессе развития нестандартных детей с особенностями психофизического развития как в гипер. так и в гипо сторону.
[/b]
Михаил Ингерман