Жанар Каирбекова
Методы и приёмы при организации занятий с детьми — деловая игра
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни - на прогулке, во время еды, игровой самостоятельной деятельности-ребёнок много узнаёт. Однако, важные задачи всестороннего развития малыша решаются на специально организуемых занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребёнка. На таком занятии инициатива принадлежит взрослому: выбор темы, планирование, организация занятия, использование соответствующих методов в ходе его проведения. На занятиях у детей формируют новые знания, умения наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подражать его действиям. Развивают память, внимание, умение самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, проявлять творческую инициативу, любознательность.
Публикация «Методы и приёмы при организации занятий с детьми — деловая игра» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
При организации занятий с детьми второго года важен учёт возрастных особенностей детей, а также соответствующий возрасту объём знаний. На втором году устойчивость внимания детей постоянно возрастает, но чем младше ребёнок, тем меньше выносливость его нервных клеток, способность сосредотачиваться, отсюда и неустойчивое внимание. Оно во многом зависит также от заинтересованности ребёнка в том материале, который используется на занятии. Так, занятия, где требуются разнообразные движения, менее утомительны для детей и они могут быть более длительными, а речевые занятия для них более сложные, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. Проводя занятия, воспитатель должен следить за состоянием детей. При появлении утомления либо привлекает детей к занятию, либо раньше его заканчивает. Важно, чтобы дети от занятия получили полное удовлетворение. Количество детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым будут работать. Содержание и методика проведения занятий с возрастом детей меняются (от простого к сложному). Основной методический приём при организации занятий с детьми 2-го года жизни- это показ сопровождающийся словом.
У нас дети все с задержкой в речевом развитии. Занятия с такими детьми следует проводить не индивидуально, так как в этом случае дети ещё больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита лучше. Дети с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников и незаметно подражают их действиям, словам. Занятие состоит из 3-х частей, длительностью не более 3-4х минут. В первой части даётся задание направленное на совершенствование движений рук (нанизывание колец, пальчиковые игры, шнуровки) -кинестетический метод.
Вторая часть посвящается работе с картинками. На занятиях с такими детьми следует давать специальные задания для называния изображений предметов и сюжетные картинки для развития понимания речи. Проводя занятие, следует пользоваться разнообразными методами для активизации деятельности ребёнка, предлагая ему разные задания: посмотри, возьми, спрячь, дай мне.
Третья часть занятия посвящена развитию какой - либо деятельности ребёнка. Для её проведения используют игры: лото, строительные, игры с парными картинками, конструктор. Итак, методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. А приём-это часть метода. Методы обучения принято делить на: наглядные, словесные, практические и игровые.
Большую часть в дошкольном обучении занимают наглядные методы. К ним относятся демонстрация натуральных объектов, наглядных пособий, применяются технические средства обучения (кинофильмы, dvd, видео). Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Постепенно слово начинает заменять ребёнку показ. При словесных методах, мы пользуемся приёмами : рассказ, чтение, беседа. Все эти приёмы и методы направлены главным образом на сообщение новых знаний. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. Большое место среди практических методов занимают упражнения, в результате которых у детей формируются требуемые им навыки. Как бы хорошо не показывали и не объясняли мы, ребёнок не научится рисовать, лепить, строить, если он не упражняется в этих действиях. В обучении детей большое место занимает игровые методы и приёмы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения. К ним относятся дидактические игры, игры драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации). Игры могут составлять часть занятия, могут использоваться в целях обучения и в повседневной жизни. Целенаправленно выбирая методы и приёмы обучения детей на занятиях и повседневной жизни, педагог обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
Теперь мы перейдём с вами к игре - которая пройдёт в форме деловой игры. Что же это такое -деловая игра?
Деловая игра-это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях. Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. Основная цель игры-живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.
Деловая игра состоит из 3-х частей, в конце подводится итог.
1 часть. Разминка.
1. Что мы обязаны сделать как первые педагоги наших детей?
(мы должны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка ещё с младенческого возраста)
2. Приведите отрицательные примеры из жизни, когда здоровье не пользуется приоритетом.
(алкоголь, курение, наркотики, несоблюдение режима дня)
3. Перечислите действия педагога при формировании здорового образа жизни в стенах дома ребёнка.
(доброжелательный психологический микроклимат в организации; соблюдение режима; сбалансированное питание; пример педагогов в организации жизнедеятельности)
2 часть. Решение педагогических ситуаций.
1. Дети после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя
Вопрос: Какова должна быть реакция педагога?
2. Ребёнок ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, выкидывает, ни с одной не играет.
Вопрос: Как поступить воспитателю?
3. Дети бегают по участку, друг друга толкают. На замечания воспитателя не реагируют.
Вопрос: Как должен поступить воспитатель?
4. В группу пришёл новый ребёнок. Остальные дети его игнорируют, с ним не играют.
Вопрос: Как отреагировать в этом случае воспитателю?
5. Во время обеда ребёнок возит по столу бокал с компотом. Воспитатель делает ему замечание: "Осторожно разольёшь! ", ребёнок делает вид, что не заметил этих слов. Воспитатель повторно делает замечание, ребёнок молча продолжает свои действия.
Вопрос: Как в данной ситуации поступить воспитателю?
6. Во время тихого часа ребёнок не спит. Он мешает спать другим детям, возится, начинает разговаривать. Воспитатель делает замечание. Но как только воспитатель выходит из спальни, он тут же вскакивает, мешает другим детям спать.
Вопрос: Как в данной ситуации поступить воспитателю?
7. Идёт открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребёнок крутится, отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребёнок резким движением опрокидывает поднос, и всё рассыпается по комнате.
Вопрос: Как в данной ситуации поступить педагогу?
3 часть. Упражнение "Запрещаем-разрешаем" (составляем списки)
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ -символизирует зону "полная свобода"-это всё, что можно ребёнку всегда и везде по его собственному усмотрению
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ-зону "относительная свобода"- действия, в которых ребёнку предоставляется относительная свобода (можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребёнок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения)
КРАСНЫЙ ЦВЕТ-зону "запрещено"- действия ребёнка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
Заключительная часть: подведение итогов "деловой игры" (подсчёт карточек) .