Ольга Тихонова
Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях детьми является мощным стимулом речевого, моторного и интеллектуального развития дошкольников. Материалы : камни, песок, земля, гидрогель, соль, вода, крупы, глина, бигуди, зубные щетки, массажоры, мячи, бумага, шишки и т. д.
Публикация «Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях» размещена в разделах
Особое внимание обращено на развитие внимания, общей и мелкой моторики, сенсорных чувств, а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Каждому ребенок дается возможность самостоятельного выбора работы с материалами и предметами, из нескольких представленных рабочих зон состоящих из воды, бигуди, соли, гидрогеля, песка, морских камней различного размера, от крупных, до гальки. Предметы могут быть с мягкой поверхностью или с более жесткой.
Взаимодействие с различными материалами стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, происходит стимуляция лимбической системы мозга, которая отвечает за эмоции. А положительные эмоции дают высокий результат успешного развития речи.
1. Игры с камнями. Литотерапия - (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, а также с использованием песка, глины.
На логопедических занятиях используются следующие игры :
• Сжимание камней в кулачках, в теплой воде, при автоматизации звуков (проговаривании слогов, слов, при развитии слоговой структуры слова (перекладывание камня на каждый слог из ладони в ладонь)
• Массирование пальцев камнями (перебирание пальцев, перекатывание к ладони)
• Выкладывание рисунка (при автоматизации звуков, при делении на слоги).
2. Игры с водой. Вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью, поэтому выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, а также способствуют развитию тактильных ощущений ребенка. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем тоньше и дифференцированнее работа мышц кистей рук, быстрее и лучше развиваются речь и мышление, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков. Проводится с использованием нетрадиционных материалов.
Игры:
- Развитие диафрагмального дыхания.
3. Игры с песком – такие игры снимают мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка, позволяет преодолевать речевые нарушения путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, автоматизации поставленных звуков. Игры с песком позволяют задействовать одновременно зрительную память и мелкую моторику, тактильную систему, обонятельную, благодаря чему дети быстрее и проще овладевают слоговой структурой слов, вводят поставленные звуки в свободную речь.
Используются :
- при автоматизации звуков (проведи дорожку по песку, произнося за логопедом слоги, пересыпь песок, произнося звук, слог или слово за взрослым; найди игрушку (картинку) и назови).
- при развитии фонематического слуха (нарисуй геометрическую фигуру, когда услышишь звук.)
«Чего не стало?» (закрепление использования существительных в Р. п. единственного и множественного числа). Взрослый прячет картинку в песке, а затем просить ребёнка назвать, чего не стало.
«Раскопки». Дети аккуратно кисточкой сметают песок, находят спрятанные картинки и составляют со словами предложения.
4. Использование гидрогеля на логопедических занятиях. Гидрогель – полимер, удерживающий влагу. Используется при развитии цветового восприятия, закреплении названий цветов, фонематического анализа (составление схемы слова, грамматического строя речи (согласовании существительных с прилагательными, образование существительных единственного и множественно числа в разных падежах, закреплении предложно-падежных конструкций, развитие связной речи (составление рассказа, позволяют задействовать одновременно зрительную память и мелкую моторику, тактильные и обонятельные ощущения.
«Составь слово». Взрослый прячет в ёмкость с гидрогелем пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти буквы и составить из букв слово.
«Кто больше назовёт?» Ребёнок с помощью пинцета перекладывает из емкости по одному шарику гидрогеля в чашку и называет слово на заданный звук.
За счет такой системы обучения срабатывают одновременно все уровни работы головного мозга, отвечающие за развитие речи. Что приводит к быстрому и эффективному обучению ребенка правильной речи.