Вера Семенова
Программа групповых логопедических занятий для учащихся 1–4 классов с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа
групповых логопедических занятий
для учащихся 1-4 классов
Составитель: Семенова В. А.
Учитель-логопед I категории
1. Пояснительная записка
Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений.
Для большинства детей типичным является:
Публикация «Программа групповых логопедических занятий для учащихся 1–4 классов с ОВЗ» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
запаздывание и замедленный темп развития речи,
ограниченный и несоответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь,
отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
недостаточно развиты морфологического обобщения, процессы словоизменения, словообразования.
в связной речи детей часто встречаются назывные, а также неполные предложения.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Таким образом, нарушения речи у школьников с ОВЗ являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения. Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект
.
2. Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип комплексности – логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма);
- патогенетический принцип – предполагает учет механизмов нарушения чтения и письма;
- принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма – работа по коррекции нарушений чтения и письма будет различной в зависимости от степени выраженности нарушения;
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути) – предполагает знание учения о функциональных системах, о сложной структуре психических функций;
- принцип поэтапного формирования умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин) – формирование умственных действий осуществляется сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, схемы, картинки, затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) – постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учетом психологических особенностей ребенка;
- принцип системности – методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта;
- онтогенетический принцип – учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
3 Цели и задачи Программы
Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Цель логопедического сопровождения : создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с умственной отсталостью.
Задачи логопедического сопровождения :
1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Пути реализации данных задач:
- организация речевого мониторинга;
- логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);
- проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;
- участие в работе школьного ПМПК.
4 Содержание программы.
Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
1. В силу того, что нарушения речи у детей с ОВЗ носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми общеобразовательных школ.
2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
4. Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гольперин, Д. Б. Эльконин).
5. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения, а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
6. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
7. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
8. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
9. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
10. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Основные направления логопедической работы :
1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения) :
развитие артикуляционной моторики
речевого дыхания
постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков
2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.
3. Обогащение активного и пассивного словаря.
4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.
5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей;
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек, из элементе букв).
8. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Логопедическое сопровождение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях организуется на основе письма Министерства Образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г №29/2194-6.
Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:
Этапы логопедического сопровождения :
диагностика (выявление нарушений, разработка групповых и индивидуальных занятий);
коррекция (исправление присущих учащимся недостатков в речевом развитии) на основе создания условий для развития творческого потенциала личности каждого учащегося;
оценка и контроль: оценка динамики речевого развития, отсутствие рецидивов (повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований).
I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка.
Параметры речевого обследования:
состояние органов артикуляции,
фонематическое восприятие,
общая и мелкая моторика,
слоговая структура,
грамматический строй,
навыки чтения и письма.
Все обучающиеся с нарушениями речи, обнаруженные в результате первичного обследования отмечаются в специальном журнале учета речевых нарушений.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.
Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.
5. Тематическое планирование
1 класс
1 триместр
№ Название темы Кол-во часов
1 Развитие общего внимания и понимания речи 5
2 Зачем людям речь. Знакомство с органами речи 1
3 Понятие о слове. Слово и предмет 1
4 Формирование понятий о действии и предмете 1
5 Закрепление понятия о предмете и действии (Кто? Что? Что делает) 1
6 Предложение и слово. Формирование первичных представлений. 1
7 Определение количества слов в предложении и составление его схемы. 1
8 Звуки речи как материал языка. 1
9 Звук {а}. Выделение звука в начале слова, из ряда слов. 1
10 Звук {у}. Определение количества и последовательности звуков. 1
11 Звук {о}. Выделение звука в слове, слоге 1
12 Гласные звуки {а}, {о}, {у}. 1
13 Звук {м}. 1
14 Гласные и согласные звуки. Их различение. 1
2 триместр
1 Выделение в слове гласных звуков. 1
2 Пересказ текста. 1
3 Деление слов на слоги и составление слов из слогов. 1
4 Согласование числительных «один», «одна» с существительными 1
5 Пересказ текста. 1
6 Согласование числительных «два», «две» с существительными 1
7 Пересказ текста. 1
8 Согласные твердые и мягкие. Различение их на слух. Звуки {м} - {мь}. 2
9 Звуки {п} - {пь}. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных 1
10 Пересказ текста. 1
11 Звонкие и глухие согласные. Способы их определения и различения на слух. Обозначение на схеме. 4
12 Звукобуквенный анализ слов с составлением схемы 1
13 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
14 Согласование существительного и глагола в числе 1
15 Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени 1
16 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
17 Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными. 1
3 триместр
1 Пересказ текста 1
2 Дифференциация предлогов «на» и «под» 1
3 Имена собственные и их уменьшительные формы 1
4 Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения 1
5 Винительный падеж существительных в единственном числе. 1
6 Согласование существительного и глагола в числе 1
7 Приставочные глаголы 1
8 Пересказ текста 1
9 Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе 2
10 Родительный падеж существительных в единственном числе 1
11 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
12 Дательный падеж существительных в единственном числе 1
13 Относительные прилагательные (какой по материалу) 1
14 Притяжательные прилагательные 1
15 Творительный падеж существительных в единственном числе 1
16 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 2
Всего: 57
2 класс
1 триместр
№ Название темы Кол-во часов
1 Предложение и слово 2
2 Имя существительное 1
3 Имя прилагательное 1
4 Глагол 1
5 Личные местоимения. Различение их с именем существительным 1
6 Однокоренные слова. Выделение корня 2
7 Образование новых слов с помощью приставок. 1
8 Образование новых слов с помощью приставок и составление предложений с этими словами. 1
9 Лепка букв А, О 1
10 Образование новых слов с помощью суффиксов 1
11 Образование новых слов с помощью суффиксов и составление предложений с этими словами 1
12 Синонимы 1
13 Антонимы 1
14 Омонимы 1
2 триместр
1 Лепка букв П, Т, Н 1
2 Предложение и словосочетание. Составление предложений на основе данных словосочетаний 1
3 Согласование слов (существительных, местоимений, прилагательных) в числе на уровне словосочетаний и предложений. Изменение окончаний в слове 1
4 Согласование слов (существительных, местоимений, глаголов) в числе на уровне словосочетаний и предложений. Изменение окончаний в слове 1
5 Согласование слов (существительных, местоимений, прилагательных, глаголов) в роде на уровне словосочетаний и предложений. 1
6 Изменение окончаний в слове для связи слов в предложении и словосочетании 1
7 Управление. Винительный падеж 1
8 Управление. Родительный падеж 1
9 Управление. Дательный падеж 1
10 Управление. Предложный падеж 1
11 Управление. Творительный падеж 1
12 Практическое употребление существительных в различных косвенных падежах 1
13 Лепка букв И, Л, У, М, Ш и слов с ними 1
14 Главные и второстепенные члены предложения 1
15 Нахождение в предложении словосочетаний 1
16 Нахождение в словосочетаниях главных и зависимых слов 1
17 Постановка вопроса от главному к зависимому слову 1
18 Знакомство с предлогами 1
19 Предлоги В-На 1
20 Предлоги В-На 1
21 Предлоги На-Над 1
22 Предлоги К-От 1
3 триместр
1 Предлоги В-Из 1
2 Предлоги От-Из 1
3 Предлоги С-Со 1
4 Предлоги В-У 1
5 Дифференциация предлогов и приставок 2
6 Рассказ по серии сюжетных картинок 4
7 Чтение потешек по ролям 2
8 Лепка букв Л, М, С, Е, Ч 1
9 Рассказ-описание игрушки 2
10 Рассказ-описание времени года 1
11 Пересказ русских народных сказок 3
12 Инсценирование русских народных сказок 3
Всего 60
3, 4 классы
1 триместр
№ Название темы Кол-во часов
1 Последовательный пересказ по вопросам. Выявление главной мысли и смысла рассказа 1
2 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А 1
3 Последовательный пересказ по опорным словам и предметным картинкам. Выявление главной мысли и смысла рассказа 1
4 Рассказы – описания времен года 1
5 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У 1
6 Последовательный пересказ по опорным глаголам, которые находят сами дети 1
7 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. 1
8 Определение последовательности действий в рассказе. Последовательный пересказ по данному плану. 1
9 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э 1
10 Определение последовательности действий в рассказе. Последовательный пересказ по данному плану. 1
11 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы 1
12 Рассказы - описания природы 1
13 Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И 1
14 Самостоятельное составление плана к рассказу, поделенного на части. Пересказ по составленному плану. 1
15 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я 1
16 Рассказы-описания животных. 1
17 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю 1
18 Рассказы-описания птиц. 1
2 триместр
1 Деление рассказа на части, озаглавливание каждой части и выявление главного в ней (составление плана) 1
2 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е 1
3 Деление рассказа на части, озаглавливание каждой части и выявление главного в ней (составление плана) 1
4 Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё 1
5 Творческий пересказ. Закончить рассказ по заданному началу. 1
6 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л 1
7 Творческий пересказ. Закончить рассказ по заданному концу. 1
8 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н 1
9 Творческий пересказ. Придумать и вставить в рассказ сведения о каком-либо герое или его описание внешности, характера. 1
10 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П 1
11 Творческий пересказ. Описать более подробно при пересказе какое-либо событие или время года, упомянутое в рассказе. 1
12 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К 1
13 Составление рассказа по данным вопросам 1
14 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф 1
15 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
16 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т 1
17 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
18 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С 1
19 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
20 Составление рассказа по серии сюжетных картинок 1
21 Составление рассказа по сюжетной картинке 1
3 триместр
1 Составление рассказа по сюжетной картинке 1
2 Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш 1
3 Составление рассказа по сюжетной картинке 1
4 Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. 1
5 Составление рассказа по сюжетной картинке 1
6 Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов 1
7 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему времен года 1
8 Слоги. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов 1
9 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему животных 2
10 Ударение 1
11 Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему птиц 1
12 Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. 1
13 Составление рассказа на данную тему по опорным словам 1
14 Дифференциация предлогов и приставок 1
15 Составление рассказа на данную тему 2
Всего: 56
6. Ожидаемый результат на момент окончания занятий
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.
Предложение и связная речь.
Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.
7. Методическое обеспечение программы
1 Волина В. В Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994. -448 с.
2 В. С. Володина «Альбом по развитию речи»
3 Герасимова А. С., Популярная логопедия : Занятия с дошкольниками/ А. С. Герасимова. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 224с. – (Популярная логопедия).
4 Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». М., «Просвещение», 1972. 206с.
5 Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: Кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 1987. – 200с. : ил.
6 Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с., ил.
7 Жукова Н. С. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973. 222с. с ил.
8 Колесникова Елена Владимировна Звуки и буквы Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Звуки и буквы» для занятий с детьми 5-7 лет
9 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников\В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е издание дополненное. –М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 16с.
10 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Методическое пособие. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 104 с. (Практическая логопедия)
11 Костенко Ф. Д. Дидактический материал по развитию речи: 2 кл. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1979. – 319 с. с ил.
12 Костенко Ф. Д. Дидактический материал по развитию речи: 3 кл. Пособие для учителя. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1980. – 224 с.
13 Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М. : Издательство «Гном-Пресс», «Новая школа, 1999. – 64с. – (Опыт работы практического педагога)
14 Ксения Александровна Волкова Произношение. III – IV классы школ глухих
15 Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : Кн. для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224с. : ил.
16 Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 1983. – 136с., ил.
17 Логопедия : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с. : ил.
18 Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е. В. Мазанова. – 2-е изд. ,испр. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. -128с.
19 Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е. В. Мазанова. – 2-е изд. ,испр. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. -184с.
20 Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда/Е. В. Мазанова. – 2-е изд. ,испр. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016. -128с.
21 Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/Е. В. Мазанова. – 2-е изд. ,испр. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. -96с.
22 Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. -704с.
23 Сборник упражнений для детей с недостатками произношения, составили А. Н. Ассмус, А. И. Блохина и др.
24 Рыжанкова Е. Н Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека Логопеда)
25 Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208с. – (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).
26 Спирова Л. Ф. и Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. М., «Просвещение», 1976.
27 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Под ред. В. В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1988. – 64 с. : ил.
28 Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: Кн. для учителя-логопеда. -2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1984. – 159 с.