Марина Фокина
Игры как средство экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для воспитателей ДОУ
«Игры как средство экологического воспитания»
Воспитатель :
Фокина М. В.
Продолжительность мастер–класса – 30 минут.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы педагога –Фокиной Марины Владимировны по проведению экологических игр с дошкольниками.
Публикация «Игры как средство экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход мастер-класса:
1. Вводная часть.
Представление опыта работы по теме:
«Игры как средство экологического воспитания»
Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство – это игра, игра – это детство».
Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребенка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь от беспомощного существа к личности, способной размышлять, думать. Оценивать, творчески преобразовывать окружающий мир. Ученый Н. Н. Поддъяков подчеркивает, что игра «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. Игра привлекает ребенка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. В связи с этим для нас представляется важным мысли Л. А. Венгера о том, что в игре ребенок проживает и переживает воображаемые события. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребенка. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивает память, внимание.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними.
В своей работе я провожу систему игр, состоящих из нескольких блоков:
1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Назови одни словом», «Цепочка» и т. д.
2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) : «Мир звуков», «Узнай по запаху» и т. д.
3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания : «Хорошо-плохо», «Что будет, если. ?» и т. д.
4. Игра на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да-нет»)
При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приемы.
Привлекаю всех детей, а особенно малоактивных. Поощряю детей за активное решение задач. Привлекаю их к изготовлению практического материала.
Создала картотеку игровой деятельности, картотеку музыкальных произведений, картотеку пословиц, поговорок и примет, использую алгоритм обследования объектов природы, пиктограммы при обследовании, карточки-сигналы для определения настроения героев и оценки правильного отношения к окружающему миру. При проведении и организации игровой деятельности использую разработки «Экологическое воспитание дошкольников» Н. С. Голицыной; разработки Т. М. Бондаренко; разработки экологических игр Л. Павловой; разработки Н. А. Рыжовой «Я и природа», «Воздух невидимка» и т. д.
2. Основная часть
Практическая часть.
- Приглашаю Вас поиграть.
1. Игра «Рассели животных на земле»
2. Игра «Времена года»
3. Игра «Экологическая башня “Ле”»
А пока дети работают, я поиграю с вами (обращается к зрителям). Я задаю вопрос, вы отвечаете. Игра «Узнай по объявлению»
Итак, вопросы:
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья кому нужны игры, обратитесь ко мне.
3. Помогу всем, у кого сломался будильник!
4. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
5. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток один – медлительность.
6. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне.
7. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни! Ку-ку!
(Если дети не готовы, поиграть еще со зрителями).
4. Игра «Ходят капельки по кругу»
5. Игра «Земля, воздух, вода».
3. Вывод:
Экологическое развитие детей – процесс длительный, ведь изменять всегда сложнее, нежели воспитывать : чем раньше мы начнем формировать у детей навыки бережного отношения к природному окружению, тем быстрее достигнем устойчивого результата. Если для детей в повседневной деятельности в детском саду и дома создавать условия для игры, детского экспериментирования, труда, для более полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребенка. То у них будут активно приобретаться навыки экологической культуры.