Кристина Тугашева
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
]Тугашева Кристина Юрьевна
«Детский сад компенсирующего вида № 19
«Звездочка» Альметьевского муниципального
района Республики Татарстан[/h3]
«Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»В настоящее время одна из самых актуальных проблем среди детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ — нарушение звукопроизношения. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением. Одним из самых эффективных приемов является игра. Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Из своего небольшого опыта работы я поняла, что игра – один из самых доступных детям видов деятельности, который может эффективно использоваться взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Публикация «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Целью проведения занятий в виде игры является достижение наибольшей эффективности в коррекции звукопроизношения.
Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:
- снизить утомляемость;
- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;
- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;
- повысить работоспособность детей;
- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;
- вызвать позитивное отношение к процессу обучения;
- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе.
Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении звуков. Дефекты звукопроизношения сами не исчезают. Формирование фонетически правильной речи — важнейшая задача коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Нарушенное звукопроизношение является серьёзной проблемой, так как влечёт за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы.
У ребёнка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведёт к формированию комплекса неполноценности.
Каждый педагог знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, ребенку с ОВЗ сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребёнок психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретённые произносительные навыки.
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка?
Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Она становится важным направлением коррекционной работы над речевыми нарушениями. Игра включает внимание, развивает произвольную память, даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность.
В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру.
Коррекция звукопроизношения состоит из трех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации. Зачастую этап автоматизации и дифференциации является самым длительным и сложным.
Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для детей с интеллектуальными нарушениями трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение звука сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение звука удается ребенку сравнительно легко.
Преимущество игры и игровых приемов состоят в том, что они позволяют, более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями. Имеющиеся в арсенале игровые упражнения помогают разнообразить работу, сделать задания интересными, развивающими и познавательными. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, были подобраны и модифицированы игровые методы и приёмы.
1. Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Основные движения отрабатываются в игровой форме. Использую презентации, стихотворные тексты, карточки символы, игры «бродилки». Применяю метод биоэнергопластики – это содружественное взаимодействие руки и языка, что помогает в исправлении звуков и воспринимается как игра.
2. В процессе устранения дефектов звукопроизношения придается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделить звуки из слова, определить место этих звуков, уточнению смыслоразличительной функции фонемы.
В играх для формирования фонематических процессов использую различный вспомогательные материалы: мячи, флажки, ложки, фонарики, сигнальные карточки.
Например, игра: «Поймай звук» Ребенку предлагается поймать звук ложками, ладошками, посветить фонариком…
Игры с мячом
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
«Разноцветные мячи» (красный мяч - гласный звук, синий мяч - согласный звук).
«Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй»
«Поменяй звук» (в начале, конце, середине слова.)
Например: нога – рога, козы – розы, укол – укор, удав – удар.
«Фонематические разминки»
Игра «Исправь ошибку». Логопед воспроизводит дефект речи ребенка. (Ребенок находит ошибку и произносит слово правильно). Например, «Роза, лобот, ручка, рак» - Что я говорю не так).
Игра «Град-клад». Плывут по небу тучи. Одни роняют на землю КЛАД – подставляй ладошки! А другие ГРАД – поскорее прячься под зонтик (соединить пальцы рук над головой).ГРАД, КЛАД, КЛАД, ГРАДусник, КЛАДовка, виноГРАД, наГРАДа, сКЛАД, доКЛАД, преГРАДа, заКЛАДка.
3. Автоматизация звука в изолированной позиции проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации (например, звук р – мотор машины, звук л – звук самолета и пр.).
На этом этапе работы я практикую такие игры: «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», «Кто дольше?», «Кубик с цифрами» Игрок бросает кубик и смотрит, сколько очков выпало на его грани. Все предметы, изображённые на кубиках, согласуются с выпавшим числом. Игрок берёт кубик с изображениями и проговаривает словосочетания. Например, две куклы, две бочки, две звезды, два гнезда и т. д.
4. При автоматизации звука в слогах, когда нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используются следующие игры:
«Пальчики здороваются»;
«Игра на рояле»;
«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» Называем правило счё та слогов: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные,трёхсложные и четырёхсложные слова. Ребёнок, поймав мяч, ударяя его об пол называет по слогам и определяет количество слогов в слове. Обращаем внимание на то, как слово произносится и пишется. Торт, сорока, буратино;
«Перелети через облака» (помоги самолету перелететь через «облака-слоги» с прочитыванием слогов);
«Слог да слог — и будет слово — мы в игру сыграем снова» (например, добавить слог со к коротким словам (боль –соболь, кол -сокол, весть – совесть, ус-соус);
«Слоговые таблицы», «Слоговые дорожки», «Слоговые линейки», «Слоговые бродилки»;
Чтение марсианских стихов. Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным. Удобно отрабатывать чтение слогов в разной позиции Дети не могут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может быть многокрактным.
5. Игры для автоматизации звуков в словах многофункциональны, вариативны. Способствуют не только развитию правильного звукопроизношения, но и развитию памяти, внимания, мышления, лексико-грамматических конструкций.
Они подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.
"Живые-неживые" - Разложим по домикам картинки. В домик с сердечком, все картинки с нарисованными живыми предметами. В домик с зачёркнутым сердечком, все картинки с нарисованными неживыми предметами (называем правильно).
«Мой-моя-мои". Разложим по домикам картинки. Раскладываем картинки, правильно называем.
«Цветная клякса». - Положим картинки на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Назовём, что получилось. (зеленый забор)
«Подарки». Складываем подарки и называем, что кому дарим. (У Зои зайчик, а у Зины….).
«Два мешочка». Переложим картинки в большой мешочек. Назовём все предметы правильно. Переложили в маленький. Картинки будут становиться маленькими. (самолёт - самолётик).
Вывод
Широко используя игровые приемы обучения на занятиях достигаются следующие результаты:
- активно обогащается и развивается словарь дошкольника с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;
- систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности;
- сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.
Список используемой литературы
1. Р. И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах : Кн. Для логопеда. – М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998.
2. Воробьева Т. А. Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001. — 96 с, ил. 18ВЫ 5-89151-113-4.
3. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Изд-во «Эксмо», 2009.