Васильева Наташа
Игровые технологии на занятиях по плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ.
Васильева Наталья Михайловна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ № 56 г. Апатиты
«Игра-это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий окружающего мира.
Игра-это искра зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание для детей
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
Растить детей здоровыми, жизнерадостными, сильными — первоочередная задача каждой дошкольной образовательной организации. Быть в движении — значит укреплять организм.
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия. В Конвенции о правах ребенка прописано законное право детей на рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех работников ДОО сегодня особенно актуальна.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья особенно дошкольников. Забота о нем во всем мире занимает приоритетные позиции. Дошкольный возраст — важный этап в процессе формирования личности, когда интенсивно развиваются все системы организма. Поэтому необходимо внимательно следить за физическим и психическим состоянием и влияющими на него факторами. Особенно актуально это сейчас, когда здоровье детей постоянно ухудшается, а их двигательная активность на сегодня сократилась почти вдвое. Однако приведем замечательноевысказывание классика П. Ф. Лесгафта: «Развитие должно быть гармоническое, как физическое, так и соответственное ему умственное, эстетическое, нравственное».
Результаты многочисленных исследований физиологов, психологов и спортивных педагогов доказали, что самый гармоничный, «здоровый» вид физкультурных занятий — плавание. Чем раньше ребенок станет им заниматься, тем быстрее это отразится на показателях здоровья.
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплин. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.
Игровая педагогическая технология –это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр и игровых действий построенная на творческом использовании игры в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.
Главная цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровая активность способствует достижению целевых ориентиров, позволяет быстрее налаживать отношения с другими детьми и взрослыми, сти-мулирует развитиепсихических процессов, личностное развитие. Игра становится искрой, зажигающей огонек пытливости и любознательности каждого ее участника, особенно если эта игра проводится в бассейне. В ходе ее ребенок расслабляется, начинает чувствовать себя более уверенно в необычной водной среде.
Начиная работу по теме: «Игровые технологии на занятиях плаванию.
поставила следующие задачи, :
- обеспечение безопасного условий для организации и проведения игры;
- создание соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру;
- использование игровых технологий для формирования устойчивого интереса детей к плаванию
Большое значение в развитии плавательных умений детей имеет умело созданная развивающая предметно-пространственная среда. В бассейне кроме классических плавательных досок и надувных приспособлений, использую нестандартное спортивное оборудование, в том числе и сделанное своими руками – «жемчужины» из киндер-сюрпризов, пластиковые бутылки, лодочки, игрушки-киндеры, леечки - изготовленные из старых игрушек, обручи, сшитые рыбки и сделанные из веток дерева удочки и т. д.
Игpы, применяемые в бассейне, использую не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются культурно-гигиенические навыки, навыки культуры поведения и культуры общения.
Подбирая игры для детей, использую основные критерии выбора:
1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям выбранной возрастной группы.
2. В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.
3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
5. Игры должны служить средством эмоционального воздействия.
6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
8. В каждой игре участники должны получать достаточную физическую нагрузку.
9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль руководителя, учет индивидуальных особенностей ребят и, в зависимости от этого, осуществлять деление на команды, назначений водящих, судей и т. д.
10. Коррекция игр во время их проведения.
11. Игры необходимо проводить систематически, постепенно усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.
Игра выгодно отличается от других средств, применяемых при начальном обучении, тем, что одно движение, подчас представляющее трудность при освоении, легче дается в самых различных игровых ситуациях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективизма, так как команду объединяет общая цель, общие переживания, эмоциональность, активность, потребность в общении. В процессе начального обучения плаванию делаю акцент на игры, предупреждающие появление нежелательных ощущений, чувства страха перед необычной средой.
При помощи игр на воде решаются самые различные задачи:
1. повторение и закрепление ранее полученных умений и навыков;
2. повышение эмоциональности на занятиях плаванием;
3. укрепление контактов в коллективе, воспитание товарищества, чувство «локтя»;
4. воспитание самостоятельности, инициативы, решительности;
5. комплексное совершенствование физических и морально - волевых качеств.
В воде использую различные игры: простейшие, командные, подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные дидактические, познавательные др. Любая игра должна быть интересна, эмоциональна и понятна каждому ребенку.
Для поддержания устойчивого интереса к занятию по плаванию, улучшению эмоционального состояния детей проводятся сюжетно-игровые занятия. Благодаря таким занятиям, дети становятся более самостоятельными, у них развивается речь, мелкая моторика рук, познавательные процессы, формируются плавательные умения и навыки, а так же они приобретают в воде двигательный опыт. Примером могут служить сюжетно-игровые занятия :
- младший возраст: «Найди маму малышу», «Купание куклы Маши», «Веселые лягушата», «Собери жемчужины».
- старший возраст: «Солнышко и дождик», «Разноцветные корзинки», «Прогулка по озеру», «Собери жемчужины» и др.
Многие игры были придуманы во время наблюдения за купанием детей: «Рыбачок», «Удержись на плоту»ит. д.
На занятиях по плаванию развиваются не только физические качества ребенка, но и умственные способности. Поэтому к занятиям подбираю игры с различными считалками, стихами, решаем задачи сенсорного воспитания и т. д. (уточнение формы, цвета, свойства предметов, ориентировка в пространстве). Например: «Собери по цвету», «Достань жемчужины», «Найди свойдомик», «Сколько всего?»ит. д.
Большую роль в повышении интереса к выполнению двигательных заданий в воде играет художественное слово. Образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Например, во время выполнения прыжков на 2-х ногах около бортика можно включить такое художественное слово:
“Мой веселый звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой.
Не угнаться за тобой!”
При погружении головы в воду:
“Ныряют наши носики,
Как храбрые матросики!”
«Водичка, водичка,
Умой мое личико».
На творческих занятиях стараюсь использовать музыкальное сопровождение. Сначала дети становятся скованными, стеснительными, но при систематическом использовании музыки, их движения становятся раскрепощенными мягкими, плавными. Примером могут служить игры «Циркачи», «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик» и т. д.
В заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули использую свободное плавание. Это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов, а для меня поиск новых игр и идей.
Стараюсь завоевать доверие детей, установить с ними контакт. А это легко достигается лишь в том случае, если относится к игре серьёзно, с искренним интересом. С уважением и интересом отношусь к находкам детей, специально создаю особое праздничное настроение и восхищаюсь изобретательностью детей. Уделить особое внимание каждому проявлению творчества ребенка, ведь это для них очень важно. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорю, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижаю других. Стараюсь похвалить каждого ребенка.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
Оздоровление детей плаванием возможно лишь при тесном сотрудничестве педагогов детского сада и семей воспитанников. Мы в ДОУ строим работу по трехуровневой системе: инструктор по физкультуре - родители - дети, в которой все – равноправные партнеры
Необходимое условие успешного обучения плаванию детей – положительное отношение их родителей к занятиям в бассейне. Правильно организованная работа с взрослыми будет способствовать повышению их грамотности в области плавания. Только при тесной взаимосвязи педагогов детскогосада и семей можно добиться позитивных результатов в оздоровлении детей. Для этого разработан цикл консультаций для родителей, а также использую различные формы работы с родителями: индивидуальное консультирование, дни открытых дверей. Мастер-классы и т. д.
И самое главное – необходимо всегда быть готовыми к импровизации, к тому, что по ходу работы могут возникнуть какие-то неожиданные обстоятельства, и придется вносить изменения в ведении занятий.
Трудности в организации игр на воде, прежде всего, связаны с особенностью их проведения в необычной среде. Поэтому мне приходится тщательно продумать выбор игр и игровых моментов особенно на начальном периоде обучения, чтобы не было долгих простоев, а из-за них — переохлаждения и снижения внимания детей на занятиях. Основная задача, которая стоит передо мною - не только научить плавать, а сделать так, чтобы каждый ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, мог использовать водное пространство для эмоционального и физического развития, а также психологической разгрузки после занятия.
Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют грамотно подобранные игры, помогут сориентировать ребенка и его родителей на регулярные занятия плаванием в дальнейшем. А это — путь к здоровью!