Николаенко Екатерина Николаевна
Игровые технологии на занятиях по лыжной подготовке в образовательной программе «Здоровье через лыжный спорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная игра как технология обучения давно интересовала учёных и практиков, так как является одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития обучающихся. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Включение игры в процесс лыжной подготовки заметно повышает интерес к занятиям на лыжах, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность начинающих юных лыжников. Педагогическая технология игры ценна тем, что создаёт эмоциональный подъём. Мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Игровой режим занятия помогает в решении основных задач: образовательной, оздоровительной и воспитательной.
Публикация «Игровые технологии на занятиях по лыжной подготовке в образовательной программе „Здоровье через лыжный спорт“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лыжи
- Спорт. Конспекты занятий
- Темочки
Подвижные игры на улице одинаково интересны лыжникам как младших и средних, так и старших классов. Занимательность этих игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения. В соревновании (в процессе совместной деятельности) – занимающиеся сравнивают свои знания, умения, личностные свойства. В процессе игры или соревнования, участники учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции. Важно отметить, что по поставленным задачам и форме организации игры, соревнования и эстафеты на улице могут носить коллективный и индивидуальный характер соперничества.
Назначение игр и эстафет в учебном процессе многообразно : подвижные игры на местности укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность школьникам реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах.
Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.
Общим структурным элементом игры, независимо от её типа, является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, ещё раз знакомит с правилами, создаёт необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками. Творчески работающий учитель задумывается над тем, насколько эффективно проведена игра. Для достижения высокой результативности игры следует соблюдать ряд условий.
Необходимый ряд условий для достижения высокой результативности игры
Первое формирование мотива деятельности Всякая деятельность должна иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация затем преобразовывается в конкретный план или программу. В неё включают формирование потребности у учащихся к овладению знаниями и интереса к способам их добывания.
Второе формирование системы знаний на основе управления ходом игры. Задача состоит в том. Чтобы научить занимающегося самостоятельно добывать и применять знания, осуществлять анализ, синтез, обобщение, самоконтроль, самооценку.
Третье включение каждого школьника в процесс по самореализации в ходе игры. Это возможно на основе реализации индивидуального подхода в условиях коллективной и групповой деятельности.
Эффективность использования разнообразных игр зависит от реализации всех рассмотренных условий в их диалектическом единстве.
Применение соревновательно-игровых заданий является эффективным средством совершенствования лыжной техники, а также развития физических качеств учащихся на уроках лыжной подготовки.
С помощью игр и соревновательных заданий учащимися успешно приобретаются необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а также закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности.
При совершенствовании техники лыжных ходов соревновательно-игровые задания направлены на отработку скольжения при различных опорных положениях, а также толчков палками.
Группы задач для лыжников
В соответствии с задачами лыжной подготовки соревновательные и игровые задания можно раз делить условно на группы:
Группы соревновательных и игровых заданий в соответствии с задачами лыжной подготовки
1. совершенствование техники лыжных ходов на учебной лыжне (по кругу, на отрезках лыжни, на дистанции по пересеченной местности).
2. передвижение в строю.
3. повороты на месте и в движении;
4. совершенствование техники спусков и подъемов на гористой местности;
5. развитие физических качеств и функциональных возможностей организма учащихся.
6. приобретение умения соревноваться и тактически противостоять сопернику, ориентироваться на местности, рационально используя лыжную технику.
В ходе реализации дополнительной образовательной программы «Здоровье через лыжный спорт» в школе-интернате №30 ОАО «РЖД» игры применяются как для совершенствования техники и способов передвижения на лыжах, так и для развития основных физических качеств — быстроты движения и выносливости.
Для развития выносливости применяются соревнования и игры с длительным передвижением от 20 до 25 мин. Продолжительность соревнования или игры зависит от физической подготовленности, пола и возраста учащихся.
Использование методик подвижных игр во время лыжной подготовки на уроках физической культуры способствует совершенствованию и закреплению навыков и физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и так далее, а так же морально – волевых качеств: честности, смелости, коллективизма. Игра благотворно влияет и на физическое развитие детей, содействует укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.
Таким образом, игровая технология в образовательной программе «Здоровье через лыжный спорт» строится мной как целостное образование охватывающее определённую часть учебного процесса, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов исходя из поставленных задач.