Ирина Кустова
Игровые технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии в ДОУ.
Жизнь человека начинается с детства,
А детство немыслимо без игры…
Игра – лучшая подготовка ребёнка к будущей жизни, так как «источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё».
В игре дети не только обучаются, но и развиваются:
- развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств;
- приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения, то есть учение должно быть радостным!
Публикация «Игровые технологии в ДОУ» размещена в разделах
Роль взрослого во время игры – поддерживать интерес ребёнка.
… Пусть дети не видят, что их чему-то обучают; пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формулирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.
В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Любая игра способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта.
Разновидностей игровых технологий немало. Так, словесные игры – доступный, эффективный метод воспитания самостоятельности у детей.
В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.
Игры без игрушки и картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны игры-потешки, созданные нашим народом для обучения родному слову: «Ладушки», «Сорока-воровка», «Коза рогатая». Они являются первыми и любимыми учителями маленьких детей. Для более старших народная педагогика создала другие игры. Дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.
Большое значение использованию словесных игр с целью развития мышления детей придавали лучшие педагоги разных стран мира.
Немецкий педагог Б. Базедов писал, что детям доставляют огромное удовольствие игры, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые…
Например,понятие лошадь относится к общему понятию – животные; тарелка – к посуде; помидор – к овощам; мебель – это стол, стул, шкаф и т. д.
Анализируя вместе с воспитателем единичный предмет, ребёнок учится выделять в нём свойства, по которым предмет может быть отнесён в группу однородных с ним предметов, находить обобщающие, родовые и видовые понятия. Следовательно, большое внимание в детском саду должно быть уделено освоению детьми обобщённых названий.
С обобщающими словами дети знакомятся на занятиях, во время экскурсий и бесед, в быту при выполнении ими трудовых поручений, а также в процессе игровой деятельности. При этом они узнают многочисленные общие названия (игрушки, животные, посуда, одежда, обувь, мебель, фрукты, овощи, деревья, цветы)
Однако важно иметь в виду, что родовое название закрепляет то общее, что свойственно определённой группе предметов и явлений; оно является результатом и показателем произведённого
обобщения. И овладение общим понятием предполагает работу мысли детей в двух направлениях: от единичного к общему (корова, лошадь, собака – это животные) и от общего к единичному (животные – это корова, лошадь, собака и т. д.)
Итальянский педагог Д. А. Калоцца писала: «Суждения и умозаключения, выполняемые ребёнком при правильно избранной и правильно руководимой игре, именно потому имеют чрезвычайно большое воспитательное значение, что они вытекают- это надо постоянно повторять – из его собственного опыта. Во время игры ребёнок деятелен во всех отношениях – в поступках, как и суждениях и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную деятельность. Это можно сказать почти обо всех играх»…
В советской дошкольной педагогике защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н. К. Крупская. Она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «…Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве.
В старшем же дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Самостоятельность и активность мышления детей не приходит сама собой и не развивается на какой-то ступени обучения. Это качество воспитывается с самого раннего возраста под руководством взрослого, с того момента, как начинает развиваться сам процесс мышления.
Задачи, которые стоят перед воспитателем:
- Учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.);
- выделять в нём наиболее характерные признаки, свойства;
- находить признаки сходства и различия с другими предметами, то есть сравнивать их;
- воспитывать умение классифицировать предметы;
- приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения;
- приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами;
- развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи.
Выполнению этих задач способствуют словесные игры.
Развитие мышления и развитие речи – эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира.
Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями.
Научить ребёнка думать, приучить его к умственному труду – нелёгкая задача, стоящая перед педагогом.
К. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно…»
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным.
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребёнка; способствует развитию воображения, творческого восприятия. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знание о Родине, людях разных профессий и национальностей; приучает ребёнка к напряжению мысли, что способствует воспитанию привычки трудиться как умственно, так и физически. Знания об окружающей жизни даются детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и других); затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба); после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.
Это хорошо известные игры:
- «Уложим куклу спать»;
- «Завтрак куклы»;
- «День рождения Машеньки (куклы);
- «Оденем куклу на прогулку» и др.
Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Такие игры, как «Кто построил этот дом?»; «От зёрнышка до булочки»; «Откуда стол пришёл?»; «Кем рубашка сшита?» и другие содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей и др. ; о машинах, которые помогают им в работе, об этапах производства.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звуко-произношение; развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр.
Роль экскурсовода в игре «Путешествие по городу» побуждает ребёнка рассказывать «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребёнка.
Дидактические игры имеют важное значение, особенно в младших возрастных группах как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.
Так, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать её одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в «спальню», заранее подготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну; надевают пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песню: «Баю-баю-баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла», Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождения куклы Машеньки», «Оденем куклу на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм, которые продолжают развиваться и занимают ведущее место в жизни дошкольников. Воспитатель учит детей описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребёнком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры и т. д., а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колёсиков и других деталей). Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.
Воспитатель создаёт такую творческую предметно-развивающую среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы); удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, ещё носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими; сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Но для данного возраста этот хаос в игре в действительности закономерен.
Роль воспитателя в игре.
Воспитатель может применять в игре методы, как прямого, так и косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности.
Выступая в главной (основной) роли в игре, воспитатель показывает ребёнку образец взаимодействия с партнёром, вызывает его на активное ролевое поведение. Предлагая ребёнку главную роль, воспитатель берёт на себя дополнительную роль, и с этой позиции пробуждает его активность с помощью наводящих вопросов.
Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в неё, помогая ребёнку словом, советом.
Для детей пятого года жизни характерны такие сюжетно-ролевые игры-ситуации:
- игры в семью;
- игры в транспорт;
- игры в больницу;
- игры в магазин;
- игры в мастерскую;
- игры в парикмахерскую;
- игры в почту;
- игры в детский сад.
Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки.
Ребёнок в игре со сверстником включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия.
Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому педагог должен заботиться о том, чтобы дети показывали широкий спектр ролевых действий (медсестра делает уколы, ставит градусник, выдаёт таблетки). Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения.
Например, в игре» В магазин» шофёры, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, работающих на складе. Игры в «Детский сад», появившиеся как эпизодические в рамках игр «В семью» во второй младшей группе, теперь становятся традиционными; в них отражаются события повседневной жизни дошкольного учреждения (воспитатель водит малышей на прогулку, проводит занятия, устраивает праздники).
В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок, которые впоследствии приобщены к театрализованным играм.
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребёнок обогащает игру новым содержанием. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребёнком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.
Предварительная работа, предшествующая игре.
-Целевые прогулки и экскурсии (позволят поближе познакомить детей с деятельностью взрослых).
- Рассказы о профессиях (развивают детское воображение).
- Тематические беседы (повышают речевую активность).
- Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара, а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества.
- Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли.
-Иллюстрации вызовут желание подражать действиям изображенным персонажам.
Чему обучается ребёнок в сюжетно-ролевой игре?
-Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.
-Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
-Осознавать своё реальное место среди других людей.
- Роль позволяет ребёнку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реальное положение среди взрослых и сверстников.
-Уважать себя и верить в себя.
Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
…»Ребёнок не символизирует в игре, но желает, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности.» (Л. С. Выготский)
Игра – обучение – развитие.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. …» Посмотрим, что у нас есть»; «Нам прислали подарки»; в игре с дидактической куклой (Оборудование для её комнаты – мебель, кормление куклы, где потребуется различная посуда, сборы куклы на прогулку, для чего необходима одежда и т. д.).
Во всех этих случаях дети воспринимают процесс создания совокупности однородных предметов и знакомятся с обобщённым названием группы.
Запоминанию обобщённых слов и упражнению детей в операциях отнесения и обобщения служит игра «Будь внимательным».
В играх «Что вам нужно?»; «Нужно – не нужно» - также происходит закрепление обобщённых названий и усвоение детьми содержания тех или иных родовых понятий.
Операция обобщения и обозначения развиваются у дошкольников в различных видах деятельности. Вначале полезно упражнять детей в действии с предметами. Можно предложить такие варианты дидактических игр: «Найди, что подходит»; «Дай, что подходит»; «Четвёртый лишний»; «Узнай, что в мешочке»; «Назови одним словом»; «Наведи порядок» и др.
Ребёнок в игре сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.
Цель игры всегда имеет два аспекта:
1. Познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.
2. Воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определённых психических процессов, или способностей ребёнка.
Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры. Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и так далее.
Большое значение имеет совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждает ребёнка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом осознаёт и свои собственные просчёты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм.
Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоёвывают одобрение взрослого, признания и уважение сверстников.
В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.
Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их помогает игра «Переезжаем на новую квартиру».
Научить ребёнка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков поможет игра «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приёмам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов.
В игре «Ателье» дети упражняются в умении интересно и подробно рассказывать о предметах одежды, характеризуя ткань (шёлковая, шерстяная, фланель, ситец) с с точки зрения фактуры (толстая, прозрачная, шероховатая, расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная).
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому, развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями.
Умение группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений : «Каждую птицу на своё место» и «Отвечай быстро».
В игре «Оденем куклу» дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета. В игре «Радужный хоровод» - закрепляют знания о цветах радуги.
Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук», затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине).
Таким образом, прогрессивное развивающее значение игровых технологий в ДОУ состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребёнка в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребёнка к обучению.
Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания; создаёт положительный эмоциональный подъём; вызывает хорошее самочувствие. В процессе игры развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук (Дидактические игры с игрушками, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке ребёнка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению к школе.
Игра у дошкольников формирует нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Список использованной литературы.
1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры в детском саду. М., 1998.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
4. Никитин П. Ступени к творчеству и развивающие игры. М., 1990.
5. Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. М., 2003.
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
8. Титов С. В. Добро пожаловать, игра! М., 2004.
9. Краснощёкова Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм, Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
10. Недоспасова В. А. Растё м играя: Сред. и ст. дошк. возраст : Пособие для воспитателей и родителей. М., 2002.