Миляуша Курманаева
Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая активность детей младшего дошкольного возраста является фактором успешности усвоения дошкольниками речевой деятельности, условием речевого общения и компонент развития личности дошкольников, показателем развития интеллекта и усвоения знаний, свойством личности дошкольников, которое проявляется в стремлении к речевой деятельности; как предмет и основное условие обучения дошкольников речи, способностью к восприятию и пониманию речи собеседника, инициативность в речевом поведении ребенка. Факторами речевой активности младших дошкольников являются личные особенности детей, соответствующие внешние условия, стимулы и характер общения, достаточный уровень развития речи детей [1;72].
Публикация «Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Речевая активность детей в младшем дошкольном возрасте способствует процессу обогащения словарного запаса, усовершенствованию артикуляционного аппарата детей, развитию у них навыков общения со сверстниками и взрослыми, облегчает процесс усвоения детьми новых слов, прививает умение правильно использовать слова в речи и абстрактно мыслить. Развитие речевой активности позволяет младшем дошкольнику рассказывать о своих впечатлениях, обобщать собственные знания об окружающем мире, на основе речевой активности развивается поисковая и познавательная виды деятельности, формируется умение задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире. Благодаря речевой активности в общении со взрослыми младшие дошкольники постепенно учатся устанавливать связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражать эти отношения и связи в речи способствует активному освоению детьми грамматических форм в речи (окончаний, суффиксов, приставок). Когнитивное развитие младших дошкольников невозможно без речевой активности, которая является условием формирования таких психических процессов как внимание, память, мышление, а также аналитических умений сосредотачиваться, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Речевая активность, является необходимым условием для полноценного социального развития, обуславливает развитие способности внимательно слушать и четко произносить слова, что способствует усвоению навыков выражать свои мысли, получать удовольствие от общения с другими детьми и взрослыми. Способность без затруднений выражать собственное мнение, обеспечивает будущем развитие способности взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности (игровой, предметной, труде). Речевая активность позволяет в повседневной жизни воспитать у дошкольников личные качества необходимые для полноценного социального развития: умение делиться своими вещами или игрушками, соблюдать очередность в совместных играх, умение соблюдать правила и инструкции [5;92].
Недостаточно развитая речевая активность ограничивает возможности самореализации младших дошкольников, препятствует свободной коммуникации в общении детей, что негативно сказывается на развитии речемыслительной и познавательной деятельности, мешает овладению знаниями, отрицательно влияет на процесс личностного развития и поведения дошкольника. Низкий уровень речевой активности ограничивает круг их общения детей, способствует возникновению нежелательных качеств личности: замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности, которые затрудняют общение и личностное развитие детей, что приводит к трудностям в общении, замедляет темп развития речи и многих психических процессов.
К компонентам речевой активности детей младшего дошкольного возраста относятся : поведенческий (наличие речевых реакций, мотивационный (интерес к деятельности связанной с активной речью, оперативный (достаточный уровень речевого развития). Речевая активность проявляется в поведении младших дошкольников в виде коммуникабельности, инициативности, стремлении к лидерству, отсутствии скованности, умении вести диалог и монолог, эмоционального отклика на речь окружающих. Высокий уровень речевой активности способствует речевому, когнитивному, социальному и эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста [5;92].
Характерными особенностями младшего дошкольного возраста (3-4 года) являются интенсивное развитие всех психических процессов, ситуативный характер общения, непроизвольность внимания, воображение может иметь произвольный и непроизвольный характер, формирование абстрактной, словесно-логической и наглядно-образной формы мышления в практической и познавательной деятельности, появление намеренного запоминания, в поведении проявления стремления к общению, получению одобрения взрослых, целенаправленность действий, в речи увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй, основным видом деятельности является игра [6;17].
Игра играет важную роль в процессе развития психических свойств и личных качеств детей младшего дошкольного возраст [4;15] Она способствуют развитию представлений, поведения и общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию умственных способностей. Игровая деятельность младших дошкольников основана на подражании действиям взрослых в игровых ролях, сюжете [3;19].
Игровая деятельность младших дошкольников отличается постепенным освоением детьми умения устанавливать цели игры, выбирать способы выполнения игровых действий и пользоваться предметами-заместителями при непосредственном участии воспитателя. В игровой деятельности проявляется речевая активность и развиваются разные стороны речи детей младшего дошкольного возраста [2;14].
Список использованной литературы
1. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. /Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - Самара, 2013. – 351 с.
2. Гербова, В. В. Игры и занятия по развитию речи в детском саду: (Из опыта работы)./ В. В. Гербова, А. И. Максакова. - М. : Наука, 2010. – 219 с.
3. Левина, Р. Е. Воспитание и развитие детей в игре. /Р. Е. Левина - М. : Научная книга, 2012. – 306 с.
4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. /Д. В. Менджерицкая. - М. : Детство Пресс, 2013. - 248 с.
5. Рузская, А. Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками. / А. Г. Рузская. – М. : Академия, 2011. – 263 с.
6. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. /Д. Б. Эльконин. - М. : Диалог, 2013. – 156 с.