Анастасия Герасимова
Игровая деятельность и ее интеграция во всех образовательных областях
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире»
(В. А. Сухомлинский)
Именно с дошкольного возраста начинается процесс социализации. Это время первоначального становления личности.
Игра — это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ней интенсивно формируются все психические процессы, с помощью которых обеспечивается ориентировка в объективном мире, становление которой согласно Л. С. Выгодскому, Д. Б. Эльконину, А. В. Зинченко связывают с развитием внутреннего плана ребенка.
Публикация «Игровая деятельность и ее интеграция во всех образовательных областях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка : чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
На сегодняшний день игра у большинства дошкольников находится на очень низком уровне. Дети семи лет играют как трехлетки, они не могут сами себя занять, у них отсутствует инициатива, не развито воображение. Несмотря на усиленную подготовку к школе, дошкольники часто к обучению не готовы: у них отсутствует познавательная активность, они не удерживают правил поведения, не готовы к общению.
Новый стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные учреждения. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей и прежде всего свободной игры.
Игра - одно из ключевых направлений стандарта.
Игровая форма проведения занятий не имеет отношения к настоящей свободной игре. Прежде всего игра - это инициативная деятельность детей, а занятия - деятельность, организованная взрослыми. Мир игры принадлежит ребенку, он, как любое творчество, несет в себе элемент неожиданности.
Таким образом, игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей.
Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию
дидактических;
подвижных;
театрализованных игр;
игр с правилами;
организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.
Творческие игры — форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления. Это игры, развивающие творческий потенциал детей, такие как: - сюжетно-ролевые; - театрализованные; - игры со строительным материалом. Такие игры способны интегрировать задачи таких областей как «Физическое развитие», «Познавательное развитие» и другие.
Примером интеграции образовательных областей может служить сюжетно-ролевая игра «Больница». Для организации данной игры проводится предварительная работа-экскурсия в медицинский кабинет. Здесь мы с детьми рассматриваем оснащение кабинета, наблюдаем за работой врача, можем даже выполнить некоторые ее просьбы — реализуется образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Затем уже в группе мы беседуем о назначении тех или иных медицинских приборов и предметов, таких как градусник, весы, ростомер и многих других, говорим об их значение в жизни человека, реализуются образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Читаем произведение К. Чуковского «Айболит» - реализуется образовательная область «Речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие». Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из пластилина витамины, конфеты для больных - реализуется образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Таким образом, только на примере одной творческой игры мы выделили интеграцию всех образовательных областей.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).
Игры этого вида успешно интегрируют содержание и задачи таких областей как : «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и другие. Пример: подвижная игра «Лиса и зайчата». Дети выбирают ведущего на роль «Лисы»- реализуется образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры — это уже реализация образовательной области «Речевое развитие». Затем реализуется такая область как «Физическое развитие». Дети выполняют необходимые действия. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Таким образом, мы приходим к выводу, что, участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Но! Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная форма работы, которая позволяет нам, педагогам, осуществить интеграцию содержания и задач всех образовательных областей в условиях