маргарита Огородникова
Консультация для воспитателей «Интеграция технологии конструирования в различных образовательных областях»
▼ Скачать + Заказать документы
Огородникова М. Е.
Воспитатель филиала МАДОУ «Детский сад №84»
Интеграция технологии конструирования в различных образовательных областях работы с дошкольниками
Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интеграция технологии конструирования в различных образовательных областях“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования появилась необходимость серьезного анализа деятельности ДОУ на предмет соответствия содержания и технологий реализуемой в ДОУ образовательной программы ФГОС. В связи с этим перед участниками воспитательно - образовательного процесса ДОУ стала задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития ребенка.
Разработка новых технологий, их сочетаемость и интеграция конструирования с различными образовательными областями стали важным направлением нашего МАДОУ. Ведь проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я. А. Коменского. О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.
Используя интеграцию технологии конструирования в различных образовательных областях, педагог может подготовить дошкольника к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. Интеграция в образовательном процессе помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением конструирования, что способствует эмоциональному развитию личности ребё нка и формированию его творческого мышления:
Во-первых, это создание у дошкольника целостного представления об окружающем мире. Результат интеграции – ребенок получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, он с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны;
Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения знаний. На стыке уже имеющихся традиционных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира;
В-третьих, как результат – развитие дошкольника. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для ребенка наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом;
В нашей работе для формирования основных знаний мы определили следующий спектр интеграции технологии конструирования в различных образовательных областях : коммуникация - конструирование, изобразительная - конструирование, познавательное - исследовательская - конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора – конструирование, игровая – конструирование, двигательная - конструирование. Необходимо также отметить возможности использования работы с конструктором в самостоятельной деятельности детей.
При решении игровых ситуаций ребенок увлечённо собирают заданные конструкции, овладевает знаниями в процессе игровой деятельности. У него развивается мелкая моторика, ориентировка в пространстве, пополняется и активизируется словарный запас. Помимо этого, у детей в процессе работы с конструктором развиваются внимание и память, формируется умение творчески мыслить, развивается фантазия.
Малыши любят драматизацию. Конструирование приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их. Поправляя детей, педагог указывет на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет ребятам раскрепоститься, перестать бояться совершить ошибку.
Интеграция познавательно – исследовательской деятельности и конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора и конструирования, изобразительной деятельности и конструирования помогают ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формируют основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений.
Основной задачей в работе с дошкольниками является создание мотивации и желания познавать новое. Важно построить образовательный процесс так, чтобы вызвать у ребенка чувство радости, удовольствия от того, что они уже что-то знают, могут сделать сами и освоить новое. И возможности эти увеличиваются с каждым днем. В этом во многом помогает интеграция образовательных областей с технологией конструирования. В процессе образовательной деятельности с применением данной технологии у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при дальнейшем обучении в школе.
Таким образом, сочетание технологии конструирования с различными образовательными областями позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а процесс познания организовать интересно, содержательно и доступно для каждого ребенка. Данный инновационный подход способствует развитию творческого мышления дошкольников, формированию позиции активности в поиске ответов на вопросы, а также повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной составляющей процесса предшкольной подготовки.
Перспективный план по конструированию в младшей группе
Декабрь.
Тема Задачи Оборудование
«Горка для куклы Кати» Развивать у детей навык строительства горки, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой. Закрепить четыре основных цвета.
кукла, на каждого ребенка – 3 кирпичика, 1 призма, 1 кубик
«Заюшкина избушка» Закрепить навыки строительства дома, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями.
мелкие игрушки зайца, на каждого ребенка – 8 кирпичиков, 1 пластина.
«Веселый снеговик» Дать детям представление о строительстве изображения снеговика из кругов разной величины, используя способ построения сериационного ряда, передавая образ смешного и любимого героя зимних развлечений. Фланелеграф для группы детей (на 3-4 человека, набор деталей плоскостного конструктора.
«Елочка-елочка, зеленая иголочка» Закрепит навык конструирования елочки из треугольников разного размера, используя способ построения сериационного ряда. Фланелеграф для группы детей (на 3-4 человека, набор деталей плоскостного конструктора, полоски бумаги разных цветов.
Технологическая карта
Вторая младшая группа
Образовательная область : Познание, коммуникация, социализация
Раздел: Конструирование
Тема: «Заюшкина избушка»
Задачи: Закрепить навыки строительства дома, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями.
Развивать элементарное умение отражать в постройках представление о знакомых предметах. Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой — маленький) кубик. Развивать первые навыки драматизации.
Материал: мелкие игрушки зайца, на каждого ребенка – 8 кирпичиков, 1 пластина.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно - побудительный Педагог сообщает детям, что сегодня в гости к ним пришел Зайка. Его лиса выгнала из домика и ему негде жить. Он просит ребят помочь ему построить для него новый домик. Радуются появлению гости, здороваются. Знакомятся с новым словом: лубяная, ледяная
Организационно- поисковый Воспитатель спрашивает, что должно быть в доме, чтобы в нём можно было жить.
Показывает образец дома и задаё т вопросы:
-Как строят стены дома? Из чего и как строят стены? Поясняет: Из кирпичиков и кубиков. Кирпичики ставят на короткую – узкую сторону, а между ними помещают кубики.
- Из чего и как строят крышу?» поясняет: Из пластин, на которые устанавливают призмы.
Предлагает взять Зайку и поселить его в доме.
Педагог предлагает построить дома, говорит:
Строим дом: Дом большой, И с крылечком,
И с трубой. Это чей, это чей
Новый дом из кирпичей?
Это дети строят дом.
Чтобы Зайка жил в нем. В доме должны быть стены, крыша, окна, вход.
Внимательно смотрят за действиями педагога.
Самостоятельная деятельность детей: с помощью педагога дети строят домик
Рефлексивно-коррегирующий Педагог дает положительную оценку действиям детей: «Какие хорошие дома получился для Зайчика! Затем предлагает обыграть постройку.
Радуются, что Зайке понравился их домик.
Ожидаемый результат:
Дети знают, из каких частей состоит дом; дом для Зайчика получился удобным и красивым.
Развито творческое воображение
Умеют строить дом, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку; работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.