Кирюшина Людмила Рудольфовна
Игровая деятельность дошкольников, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов
«Игровая деятельность дошкольников, как средство речевого развития
детей старшего дошкольного возраста»
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. У детей с речевыми нарушениями, нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребенка в игре, а так же трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой.
Публикация «Игровая деятельность дошкольников, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.
Как в сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков. Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные.
Занимая определенное место в жизни взрослых, для детей игра имеет особое значение. Принято называть игру "спутником жизни". У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение и другие психические процессы. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенность.
Игра есть исполнение желаний, но не единых желаний, а обобщенных. За критерий выделения игры Выгодский предлагает принять создание мнимой ситуации, она тесно связана, по мнению Выгодского с правилами. Мнимая ситуация - игра, отличается от реальной ситуации тем, что "то, что не заметно для ребенка существует в жизни, в игре становится правилом поведения". Огромная роль игры для развития ребенка связана с тем, что деятельность в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связности, в игре ребенок научается действовать в познаваемой, т. е. мыслимой, а не видимой ситуации. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещи, но оно неотрывно от реального действия с реальным предметом, т. е. ребенок начинает действовать со значением, а не с вещами, но действует с ними как с вещами, и лишь в школьном возрасте начинает осознавать как значения.
Игра не является преобладающей деятельностью в дошкольном возрасте. В основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя противоположно тому, как он ведет себя в игре. Но игра создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего роста, выше своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
При анализе игры, можно разложить игру на сумму отдельных способностей (восприятие, память, воображение и т. д.) и изучить удельный вес и развитие этих способностей. Но такой анализ не подвинет нас к пониманию природы и качественного своеобразия игры. Необходимо выделение единиц, которые обладают свойствами целого. Такой единицей оказывается роль. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры.
Сюжет игры - это та отрасль действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми и детьми, их трудовой и общественной жизни. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры является не предметом и его употребление человеком, а отношение между людьми, осуществляемые через действия с предметами.
Таким образом, в этом и подобных исследованиях игра рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее развивающего влияния. Главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности ребенка.
Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций. В развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, и для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Таким образом, детские игры делятся на две группы творческие игры и игры с правилами.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска лучшей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями.
Творческие игры делятся на:
- режиссерские;
-сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
-игры со строительным материалом.
Надо отметить, что в традиционной педагогике режиссерские игры рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последнее время складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников. Особой группой игр являются игры с правилами. Это группа игр специально создана народной и научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющиеся непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.
Игры с правилами делятся на две большие группы: дидактические игры и подвижные игры. Которые, в свою очередь классифицируются с учетом различных оснований.
Так, дидактические игры подразделяются:
1. посодержанию:
-математические,
-природоведческие,
-речевые и др.
2. по дидактическому материалу:
-игры с предметами и игрушками,
- настольно-печатные,
- словесные.
Подвижные игры классифицируются:
1. по степени подвижности игры:
- малой подвижности,
- средней подвижности,
- большой подвижности.
2. по преобладающим движениям игры:
- с прыжками,
- с перебежками и др.
3. по предметам, используемым в игре:
- с мячом,
- с лентами,
- с обручами и т. д.
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли. В играх с правилами, ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать.
При всем разнообразии игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли. Такая организация игр направлена на развитие творческой фантазии, активности детей и самостоятельности.
В игре проявляются и формируются все стороны психической жизни личности. Игра повышает и умственную активность ребенка, что позволяет решать более трудные задачи, чем на занятии. В игре дети закрепляют полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях. Игра имеет и воспитательное значение: она дисциплинирует, приучает подчиняться правилам для достижения поставленной цели.
Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную, направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей. В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками.
В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи : дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.
Сущность дидактической игры заключается в том, что "дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность".
В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е. И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Проблема развития речи детей, независимо от возраста, всегда была в центре внимания педагога дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой. Ценно то, что развитие речи Е. И. Тихеева рассматривала в неразрывной связи с другими сторонами формирования личности ребенка.
Речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
Но есть игрушки, утверждает Е. И. Тихеева, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. "Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества". (20, стр. 123)
В словесных играх, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее.
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. "Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи".
Таким образом, педагог развивая речь ребенка, должен проявлять интерес процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влиять на обогащение их языка.