Екатерина Дауркина
Игра-экспериментирование как средство развития словаря детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Игра-экспериментирование как средство развития словаря детей 4-5 лет».
Воспитатель: Дауркина Екатерина Александровна
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Публикация «Игра-экспериментирование как средство развития словаря детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Именно дошкольный возраст особенно сензитивен к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. При этом важным этапом в овладении родным языком является формирование необходимого для полноценного общения словарного запаса. Появление первых слов у ребенка, а также дальнейшее развитие словаря – один из важнейших показателей благополучного развития ребенка. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В процессе овладения словарным запасом можно выделить две взаимосвязанные стороны — качественную и количественную. Работа воспитателей детей всех дошкольных возрастов должна быть направлена не столько на то, чтобы расширять лексический запас каждого ребенка (хотя это тоже необходимо, сколько на то, чтобы каждое слово, воспринятое ребенком, усваивалось им в свойственной степени обобщения.
В этой связи особую актуальность приобретает поиск средств эффективного развития словаря.
Для детей дошкольного возраста наиболее оптимальными средствами развития словаря служат ведущие для этого возраста виды деятельности – игра, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех сторон личности дошкольника, и поисковая деятельность, которая служит ведущим способом познания мира и обеспечивает наилучшее усвоение названий предметов, поскольку представляет неограниченные возможности для взаимодействия с ними. Таким образом, игра-экспериментирование не только развивает у детей любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций, но и способствует активному усвоению словаря и речи в целом.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).
Таким образом, можно сделать вывод о значении в развитии словаря такого средства обучения, как игра-экспериментирование, объединяющей в себе свойства игровой и поисковой деятельности. Главное для педагога здесь – создать педагогические условия для организации игры-экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей.