Юлия Балдина
Игра-экспериментирование как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра-экспериментирование как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
.
Начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Серьезные перемены происходят в жизни ребенка и к ним необходимо привыкнуть:
Разлука с близкими и родными людьми;
Соблюдение режима дня;
Публикация «Игра-экспериментирование как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Близкий контакт с незнакомыми сверстниками и взрослыми.
В результате ребенку приходится приспосабливаться к новой обстановке, а это в свою очередь требует от него отказа от привычных условий и быстрого приспособления к новым. На данном этапе дети переживают адаптационный период. Адаптация – процесс развития приспособленных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса служит адекватное реагирование на колебание разных факторов внешней среды.
Период адаптации сопровождается невротическими проявлениями у детей : повышенное беспокойство, тревожность, боязливость неизвестности, а чтобы облегчить это невротическое состояние я использую приемы экспериментирования с различными материалами, которые помогут ребенку отвлечься от стрессового состояния при расставании с мамой.
Самый первый прием, который я использую в период адаптации – это экспериментирование со звуком. Заходя впервые в группу, дети слышат музыку из разных музыкальных игрушек. При помощи таких игрушек мы вместе с детьми узнаем, что звуки могут быть разными: звонкими и глухими, громкими и тихими, веселыми и лиричными, быстрыми и медленными. Благоприятно на детей влияет классическая музыка. Когда я включаю инструментальную музыку, то дети затихают и прислушиваются к звукам. Такая музыка успокаивает и способствует глубокому расслаблению детей.
Малыши и сами очень любят помузицировать. Шумовые игрушки, сделанные своими руками из различных материалов, привлекают внимание детей, вызывая желание потрясти их, пошуметь, посмотреть их содержимое и просто поиграть. Манипулирую с такими игрушками, ребенок попадает в актуальный для них вид предметной деятельности, который снижает состояние тревожности и повышает интерес к окружающему миру.
В качестве снижения эмоционального напряжения у детей я так же использую игры с водой, так как они являются уникальным средством для развития детей, позитивно влияющим на их эмоциональное самочувствие, поглощает негативную энергетику, дает приятные ощущения и предоставляет неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. А это очень важно в период адаптации. Первое что мы делаем с детьми – это знакомимся с водой. Опускаем руки в воду и вытаскиваем их, тем самым малыши познают, что вода мокрая, холодная или теплая, с ладошек она стекает, капает с пальчиков, разливается и тем самым напряжение у детей заменяется положительными эмоциями. Дальше мы с детьми проверяем, на что еще способна вода. Мы можем подуть на нее, тем самым создав «волны» на поверхности воды. Переливаем из одной емкости в другую, так мы узнаем, что вода может принимать любую форму. Играем в игру «Поймай рыбку», сачком вылавливаем «рыбку» плавающую на поверхности воды. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки. Запускаем кораблики, проверяем, какие предметы тонут, а какие будут плавать на поверхности. И не бойтесь, что одежда у детей намокнет, их всегда можно переодет, а вот положительные эмоции не заменить ничем.
В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице, именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Сколько радости доставляет ребенку трогать песок руками или просто погружать в него пальцы. При этом работают обе руки, то есть работают сразу два полушария мозга. Руками мы собираем гору из песка, снова выравниваем его поверхность, оставляем на нем следы рук или рисуем на песке. Закапываем в песок какой-то яркий предмет и вместе с детьми ищем его. Постепенно можно усложнить задачу, закапать два предмета, например шарик и кубик, а затем попросить найти конкретно кубик. Или два предмета одной формы, но разной величины. Так малыши знакомятся с формой и величиной.
А когда мы поливаем песок водой, ребенок наблюдает, как песок становится мокрым и теперь из него можно лепить. Мы делаем из песка куличики, строим большую горку или копаем ямку. Это очень забавляет малышей. Тем самым расширяется представление детей о свойствах сухого и мокрого песка, а так же развивает мелкую моторику и снимает мышечное напряжение. Наблюдая за играми детей мы видим, что песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Во время игры я всегда хвалю малышей за правильно выполненное задание, поддерживаю и помогаю. Ни в коем случае не нужно укорять ребенка за то, что он пролил воду или испачкался в песке, намочил одежду, ведь данные игры-эксперименты должны приносить детям положительные эмоции.