Оксана Невечера
Игра — путь детей к познанию мира
▼ Скачать + Заказать документы
"Игра - путь детей к познанию мира. "
Воспитатель Невечера Оксана Григорьевна
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» (Сухомлинский В. А.)
Взрослым трудно понять, зачем тратить на забавы столько времени. А малыши могут часами строить дома из кубиков. Детская игра - не просто развлечение или приятное времяпровождения, это необходимое условие психического и физического развития ребёнка. Ведь малыш не просто одевает куклу, делает куличи из песка или бегает по квартире - он делает о стимулируются в процессе игры. Малыш начинает играть почти сразу после рождения. Сначала, лёжа в кроватке, он с любопытством разглядывает висящие над ним погремушки. Позже с восторгом пытается засунуть в рот фигурку мишки или пластиковое кольцо - они так «вкусно» выглядят! Когда любящие родители с нежностью касаются щёчки карапуза или ласково трогают его крохотный носик, сами о том не подозревая, учат малыша сенсомоторной игре. Кроха мгновенно схватывает правила игры и реагирует на прикосновения - улыбкой, на щекотку пяточек - гулением или счастливым смехом.
Публикация «Игра — путь детей к познанию мира» размещена в разделах
Через игру ребёнок осваивает новые навыки и развивает речь, мышление и логику, память, внимание и другие психические функции. Это относится не только к специальным «обучающим» играм. Например, делая что-то из пластилина, малыш развивает мелкую моторику, учится дифференцировать цвета и геометрические формы. Подвижные игры способствуют физическому развитию и укрепляют здоровье ребёнка. Также, любые игры развивают творческие способности и воображение. Через игру дети исследуют окружающий мир, знакомятся с различными явлениями действительности, совершают свои маленькие открытия. Именно через игры усваивают законы физики (резиновый мячик плавает, а машинка - нет, узнают о разнообразии животных, растений, профессий, о разных странах и городах и т. д.
Игры для малышей - это также способ донести до взрослого свои переживания: радости, тревоги, страхи, надежды, ожидания. Игра - это способ быть ближе, почувствовать поддержку, заботу и любовь родителей. Поэтому очень важно, чтобы родители находили время для совместных игр с малышом.
В играх дети учатся соблюдать правила, контролировать своё поведение, развивают навыки общения со сверстниками и взрослыми. Игра способствует усвоению детьми моральных и нравственных норм: дети узнают о понятиях «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». В играх осваивают разные социальные роли: учатся быть родителями, друзьями, учителями, врачами, королями и президентами. Многие игры развивают самостоятельность и ответственность, учат ребёнка преодолевать трудности, заботиться о других, делать подарки и делиться.
Также, через игру ребёнок учится гордиться своими успехами, что поддерживает его самооценку. А адекватная самооценка - залог полноценного развития личности.
А. М. Горький писал «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут.».
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Игра - отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.
Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», дающей детям возможность такой ориентации во внешнем зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком скучным, обычным, надоевшим.
Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе и фантазии. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Влияние взрослого на игру должно быть ограничено.
Важнейшей особенностью игры К. Д. Ушинский считал, то, «что в ней формируются не какие-то отдельные стороны человеческой души, но весь человек - его ум, воля, сердце». Присматриваясь к детской игре, педагог может увидеть «всю душевную жизнь» ребёнка.
К. Д. Ушинский определил «игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира