Ботячкова Лариса Николаевна
Игра-инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет».
В своей фундаментальной работе «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский писал, «…Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребёнка».
Публикация «Игра-инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Игра, является формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а так же взаимоотношения детей.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, является преобладающим видом его деятельности.
Ориентация на целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования способствует поддержанию развития игровой деятельности. Основой воспитания дошкольника должно стать его включение в разные виды деятельности, в том числе игровую.
Социализация способствует формированию жизненных навыков детей, обеспечивающих ориентировку в новых нестандартных ситуациях, готовности к поиску решений.
ФГОС ДО должен обеспечить потребность детей в творчестве, способствовать развитию любознательности, мотивации в достижении успеха.
Построение работы с детьми на основе индивидуальной образовательной траектории позволяет учитывать интересы, потребности и мотивы каждого ребёнка, полностью реализовать потенциал умственного и личностного развития каждого ребёнка.
Велико значение использования игр-инсценировок для развития детей
2– 3 лет. Драматизировать, изображать, разыгрывать литературное произведение нужно учить с раннего возраста. Драматизация помогает детям дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, передать образ героев и их индивидуальность.
В играх- инсценировках проявляются черты, которые получат развитие впоследствии : подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомится с окружающим.
На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года - несложный сюжет.
На развитие самостоятельной деятельности, творческого воображения большое влияние и оказывают игры-инсценировки. Чтобы повысить интерес малышей к этим играм, можно сделать ведущим знакомую игрушку (кукла, собачка, зайчик, которую они любят и встречают с радостью.
Наблюдения показали, что в дальнейшем даже если дети не разыгрывают полностью эти инсценировки, то отдельные эпизоды включают в повседневные игры. Например игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку- Длинное Ушко», которое разыгрывали во время организованной образовательной деятельности по развитию речи нашла отражение в обычной игре с куклой. Играя в маму и дочку малыши говорили: «Я пойду на работу, а ты не плач! Я скоро приду». Или когда я с детьми разыгрывала игру - инсценировку про мишку, которого оставили нехорошие дети, нашла применение в повседневной игре, когда дети строили домик для мишки, приговаривали: «Мы будем угощать тебя мёдом, ходить с тобой гулять, хвалить».
Дети всегда готовы слушать и играть сказки. Это их способ познания мира. Русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому. Ребёнок, входя в сказку получает роль одного из её героев, с ним же впитывает отношение к миру, к будущей жизни.
Организованная образовательная деятельность, где детям рассказывают сказки, можно заканчивать игрой - инсценировкой, самостоятельными играми детей с фигурками настольного театра, картинками, в процессе которых они воспроизводят отдельные слова, фразы, принадлежащие персонажам. И воспитатель принимает активное участие в этих играх. Например, слушая сказку «Репка» и рассказывая её вместе с воспитателем дети переходят к игре – инсценировке по сказке, где самостоятельно начинают действовать. «Я – дедка»,- говорит ребёнок и двигает фигурку по столу со словами «топ-топ». Малыши глядя на товарища начинают действовать с другими фигурками сказки, используя в речи слова и фразы персонажей.
Наблюдая за детьми я отметила, как дети инсценируя сказку, играя в неё включают личное творчество: дополняют фразы, действия. От этого им становится ещё интереснее, игра разворачивается и увлекает малышей.
И всё же в этом возрасте дети ещё не могут полностью инсценировать, поэтому «наталкивание» воспитателя необходимо, чтобы выстроить сюжет сказки, последовательность действий.
Включать игры - инсценировки можно не только в игровую и организованную образовательную деятельности, но и в режимные моменты, содействуя тому, чтобы они подрожали хорошему примеру.
Игры – инсценировки способствуют развитию самостоятельной речевой активности, где малыши набираются опыта в общении, учатся выслушивать друг друга, прослеживать действия и ситуацию.
Анализ литературы (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. В. Разина) показывает, что важнейшие изменения, которые происходят с ребенком при переходе его от раннего к дошкольному возрасту, связаны с его речевым развитием. Речь дает ребенку возможность управлять собой и быть управляем другими.
На этом основании я поставила перед собой следующую цель: использование игр – инсценировок для развития самостоятельной речевой активности детей раннего возраста.
Данная цель предполагала решение следующих задач:
-привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками;
- стимулировать ребенка к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;
- привлекать ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;
-ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий;
- побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения);
-вызвать желание произносить небольшие монологи и диалоги в соответствии с сюжетом инсценировки, подражать голосам животных и птиц;
-обогатить пространство для коммуникативной деятельности детей в группе;
-привлекать родителей к организации речевой активности детей раннего возраста.
Так же игры – инсценировки должны соответствовать педагогическим принципам:
-Воспитатель всегда играет вместе с детьми в позиции «играющего партнёра, «умеющего интересно играть», умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры;
-Воспитатель играет с детьми на протяжение всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы детьми сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения;
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игровых действий, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому и сверстнику.
Для успешной работы должна быть создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, способствующая получению информации об окружающем мире, направленной на развитие творческой личности, узнавание норм и правил общественного поведения, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
В раннем возрасте работа будет эффективным лишь при совместной работе всех взрослых окружающих ребенка.