Наталья Галанцева
«Художественно-творческая деятельность» (синтез искусств) «Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Создавать условия для знакомства с творчеством художников-иллюстраторов Е. Рачёва, Ю. Васнецова, В. М. Конашевича
2. Создавать условия для приобретения опыта:
- взаимодействия со сверстниками в подгруппах;
- самостоятельного выбора партнеров;
- выражения детьми своих мыслей,
- рассматривания иллюстраций, умения определять настроение животного, позу, местонахождение на иллюстрации, характер, передавать его в пластике, движении;
- сравнения сказочных образов лисы, обобщения характерных особенностей образа лисы в русских народных сказках, выделения средств выразительности;
Публикация «„Художественно-творческая деятельность“ (синтез искусств) „Похвалялася лиса: „Всему свету я краса!“» размещена в разделах
- подбора музыки к образу, умения слышать и видеть ритм в произведениях музыки, видеть красоту и необычность образа;
3. Создавать условия для воспитания интереса к творчеству художников, к народному творчеству.
Материал: мольберты, иллюстрации сказок с образом лисы, аудиозаписи И. Штраус «Полька», Теона Кондридзе «Осень», Э. Григ «Сюита № 2», «Волшебный зонт».
Ход деятельности:
I. Вводная часть
- Я знаю, что вы очень любите сказки. Хотите сегодня отправиться в сказочную страну. Вы согласны? Не испугаетесь?
- Мы с вами знаем, что сказки бывают разные - веселые и очень смешные, а так же грустные. И герои в них самые разные. Есть умные и глупые, добрые и злые.
- Но как вы думаете, что во всех сказках одинаковое?
- Правильно, хороший и добрый конец.
- Сегодня нас приглашают в гости русские народные сказки, одним из главных героев которых вы узнаете отгадав загадку.
Я хитра и хороша,
Очень я собой мила.
След хвостом я заплету
И зайчонка стерегу.
Не уйти тебе, косой,
Все равно ты будешь мой!
- Как вы думаете, о ком это стихотворение.
- Конечно, ребята, это лиса. И в каждый сказке ее называют по разному. Вспомните, какие прозвища есть у лисы. (Лисичка – сестричка, кумушка, Лиса Патрикеевна, лисонька)
- Ребята, я вижу что вы готовы отправиться в гости к сказке. В этом нам поможет сказочный зонт.
II. Основная часть
Все дети собираются вокруг воспитателя и берутся за ручку зонта
1. Работа в подгруппах
- Ребята, посмотрите, сколько у нас иллюстраций из сказок с образом лисы. Как мы будем с вами их рассматривать? Все по очереди или в подгруппах? (деление детей на подгруппы по количеству иллюстраций)
Свой рассказ составляете по плану:
а) название сказки;
б) как художник иллюстратор изобразил лису;
в) ваше отношение к образу
1 подгруппа - русская народная сказка. «Заюшкина избушка» (лиса обманщица, хитрая и злая, очеловеченная. Изображена в русском народном костюме).
2 подгруппа - русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк» (лиса обманщица, изображена как настоящее животное, но обладает чертами человека - сидит на задних лапах, разговаривает как человек, показывает передними лапами движения, как руками)
3 подгруппа русская народная сказка «Колобок» (лиса коварная, хитрая, обманщица. Обладает чертами человека. Лежит как человек, одета в одежду, улыбается, разговаривает)
4 подгруппа В. И. Даль «Лиса-лапотница» (лиса хитрая, обманщица, вызывает жалость)
Эти иллюстрации нарисовали три художника Ю. Васнецов и Е. Рачев, В. Конашевич.
На иллюстрациях Е. Рачева лиса, разодетая, как на свадьбу, и очень довольная собой.
Все животные и звери «одеты» как люди. Зачем художник одевал своих героев в человеческую одежду? Это нужно было Рачёву для того, чтобы передать характеры героев, показать, что за сказочными сюжетами скрывается реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунки Рачёва очень нарядны, красочны. Акварельную краску художник любил класть тонким, прозрачным слоем. Работал гуашью, углём. В иллюстрациях к сказкам художник стремился воссоздать национальный колорит, передать особенности народного быта, природы.
Лиса, нарисованная Васнецовым Ю. А. изображена как в русской одежде, так и без нее. Образ лисы похож на человека и обладает человеческими чертами.
Владимир Михайлович Конашевич изобразил лису лапотницу в крестьянской одежде. Она вызывает жалость до поры, пока не раскрывается обман.
2. Объяснение смысла поговорки
- Молодцы, ребята. Правильно все подметили, что в русских народных сказках почти всегда лиса обманщица. Но вы так же отметили, что она красивая.
- К какой иллюстрации подойдет поговорка «Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»?
- Что значит похвалялася? (хвасталась). Почему эти слова подходят к любому образу лисы на иллюстрациях?
3. Слушание музыки
- Попробуем подобрать музыку к каждому образу лисы.
Слушаются три отрывка из произведений
Дети подбирают музыку к образу лисы и аргументируют свой выбор.
Пластический этюд под музыку Теоны Кондридзе «Осень» (начало) в парах: один ребенок - дерево, второй - лиса, которая выглядывает из-за дерева.
III. Заключительная часть
- Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Пора возвращаться в детский сад, а поможет в этом волшебный зонт. (Под музыку с помощью «волшебного зонта» дети «возвращаются» в детский сад).
- Вот мы и в детском саду. Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Чем понравилось?
- Что запомнилось?
- Кому расскажете о нем?